Период Хэйан (794-1185) часто называют Золотым веком Японии. Аристократы из императорского окружения, сам император с императрицей, проживавшие во дворце в Киото, проводили беззаботно время. Они наслаждались интеллектуальными играми, философскими обсуждениями, сочинением стихов на китайском языке, которые распевно читали под аккомпанемент кото, окутанные светом луны, наблюдавшей за торжествами. Каждый имел небольшую циновку, стол и прислугу. В произведении «Записки у изголовья», классическом произведении японской литературы, Сэй Сёнагон упоминает Кёкусуйноэн, «пиршество в саду возле извилистого потока».
Наполнив лакированной чашку сакэ, пускали её по водному потоку, над которым склонялись деревья японской сливы в цвету. Те, кто находился на берегу ниже по течению, пытались успеть написать стихотворение в пять строк в жанре вака (буквально, «японская песнь»), затем поймать чашку в воде и выпить сакэ. Стихотворение писали на полоске бумаги, «тандзаку» (стихотворение на маленьком кусочке бумаги). Конечно, прежде были исследованы геометрия канала, фактические особенности, взаимодействия дрейфующей чашки и потока. Кёкусуй (извилистый поток), вообще, характерность для садов периода Нара.
Сам праздник имеет корни в древней истории Великого Китая. Люшанцюйшуй, праздник поэтического содружества. «Кубок вина плывёт по излучине вод», так гласило стихотворение, которое было принято писать на конверте в качестве приветствия, адресованное другу-поэту.
Люшанцюйшуй был связан с Шансы цзе (фестивалем Шансы), первым днём под знаком «сы» в третьем лунном месяце, «праздником на берегу». Он также известен как саньюэ сань (Двойное 3-е число) и праздновался на третий день третьего лунного месяца. В этот день люди проводили очистительные ритуалы, призванные помочь избавить от неудач и предотвратить болезни. Возле водоемов устраивались банкеты, а представители благородных сословий любили играть в разные интеллектуальные игры. Шансы цзе к тому же традиционно считается днем рождения легендарного Жёлтого Императора, первопредка народа Хань.
В современные дни древнейшие традиции Шансы цзе в большинстве областей Китая забыты, праздник отмечают в единичных местах и очень изолированно. В пример можно привести деревню Синье, основанную ещё в период династии Южная Сун в 1219 году (в составе Цзяньдэ, провинция Чжэцзян). В этот день проводятся тщательно продуманные, освященные тысячелетиями церемонии поклонения прародителям. Сказано, что в самом Китае обычай развился от этнических народов Яо, связанный с почитанием душ умерших женщин, на берегу реки.
По лунному календарю день «сы» в Японии также считался днем Великого очищения (в Японии день «ми»), собственно от него произошли разные фестивали, в частности Хина мацури в Японии, отмечаемый повсеместно 3 марта. В Японии Кёкусуйноэн проводился как дворцовый ритуал, начиная с 485 года, в первый год правления императора Кэндзо, как свидетельствует «Нихонсёки» и предположительно до двенадцатого века.
После очень долгой исторической паузы проведение старинных игр возобновили в 1963 году. В настоящее время Кёкусуйноэн с небольшими изменениями театрального характера имеет место быть в некоторых областях Японии, обычно в первое воскресенье марта, где-то в первое воскресенье апреле и в начале июня.
В Дадзайфу Тэмман-гу, очень важной японской синтоистской святыне в городе Дадзайфу (префектура Фукуока) праздник особенно примечательное событие, включающее и синтоистские ритуалы, и пикники в саду вокруг святыни с праздничной едой и обязательным сакэ, игры, развлечения для детей и взрослых.
После полудня процессия, возглавляемая «императрицей», из «аристократов», одетых в придворную одежду эпохи Хэйан, дам в дзюнихитоэ («двенадцать слоев шелковой одежды») в сопровождении охранников, вооруженных нихонто (меч) и луком со стрелами, священников, мико (служительницы святыни), музыкантов, слуг направляется к святыне. В зале вероисповедования (хайдэн) проводится определенный ритуал, и возносятся молитвы. Затем процессия отправляется в сад, где посетители могут увидеть ритуальный Умэ Одори (Танец Умэ) в исполнении девушек мико. После танца «аристократы» садятся на траву, и начинается поэтическая игра. Маленькие мальчики, играющие роль слуг, относят написанные ими стихотворения певцу-декламатору.