Такаси Мураками имеет статус культового художника. Его картины – яркие, почти кричащие, с "мультяшными" символами, которые испытывают сильное влияние аниме и манги.
Его работы, разрушающие границы между искусством и китчем, подыгрывающие глобальной культуре потребления, тем не менее, намекают на классическое образование в нихонга (традиционная японская живопись) и отчетливо поддерживают японскую идентичность.
Творчество Мураками, представляющее субкультуру отаку, - его принятие идеала, в котором искусство встречается с коммерцией. Основанная Мураками компания КайКай Кики включает его искусство в товары народного потребления (футболки, коврики для мыши, мешочки для мобильных телефонов…). Самое известное сотрудничество художника – линия кожаных сумочек для Дома моды Луи Виттон, с культовыми яркими цветами Мураками. В своем творчестве Мураками вдохновлялся Энди Уорхолом (его иногда называют японским Энди Уорхолом), питался искусством современников, таких как Джефф Кунс и Дэмьен Херст.
Однако недавняя выставка художника, представленная в галерее Гагосяна в Нью-Йорке (с 10 ноября до 17 января 2015), расходится с его траекторией арт-коммерции, акцентируясь на социальных вопросах и доказывая, что художник все ещё развивается.
11 марта 2011 года, в день землетрясения Тохоку, опустошившего Японию, Такаси Мураками находился в своей студии, недалеко от Токио. Его семья проживает на юге страны, но никто не пострадал, а вот у его помощника по студии погибли бабушка и дедушка.
Трагедия сильно повлияла на образ мышления Мураками. Раньше, по его словам, он воспринимал религию как нечто фальшивое, но после землетрясения он понял, что религия, мифология и тому подобные вещи на самом деле необходимы для людей. Эта мысль и стала отправной точкой в его выставке «В Земле Мертвых. Наступая на хвост Радуги».
Из-за катастрофы художник начал изучать историю искусств через призму стихийных действий, начиная с землетрясения годов Ансэй (1855). После него произошел подъем многих художников, старавшихся объяснить и рационализировать стихийные бедствия. Они, как правило, указывали на духовную или религиозную сюжетную линию, объясняя многое мифологическими знаниями. Среди них Кано Кадзунобу (его творческое наследие охватывает сто картин, изображающих чудесные вмешательства и сверхчеловеческую деятельность 500 учеников Будды).
Акцентируясь на темные темы в монументальной ретроспективе инсталляций, Мураками показывает современную систему убеждений, которая сложилась из-за стихийного бедствия, дает художественный взгляд на новую точку зрения и новую религию через культурную дихотомию - высокий / низкий, древний / современный, восточный / западный.
«В Земле Мертвых. Наступая на хвост Радуги» - это визуальный перевод переживаний мира, который складывается в результате последствий Великого землетрясения Тохоку 2011, убившего почти 16 000 человек. Мураками исследует роль веры на фоне неумолимой быстротечности существования.
Мураками считает, что художник тот, кто воспринимает и описывает границы между мирами. Сочетая классические методы с новейшими технологиями, он свободно перемещается в постоянно расширяющемся поле эстетических проблем и культурного вдохновения. Параллельно с мрачными темами, которые пронизывают его работы, он вспоминает и восстанавливает традиционные повествования о трансцендентном и просветлении, часто привлекая участие крупных ученых-аутсайдеров. Добывая религиозные и светские предметы, одобренные так называемыми японскими “чудаками” или нонконформистскими художниками Ранней эпохи Модерн, которая, как полагают, является японским аналогом западной Романтичной традиции, Мураками находится в пределах их наследства смело и очень индивидуально, что полностью соответствует его убеждениям и его времени.
Мураками установил гигантскую копию Саммон: легендарные ворота, напоминающие о дзэн-буддийских храмах, охраняют две тотемных скульптуры ужасных демонов-воинов (мёо). Живопись на огромном холсте, изображающая гротескные фигуры и детей, которые находятся в опасности, подражает стилю Кадзунобу. В другом случае эклектичных архатов (они привычны для японского искусства, когда показывают стихийные бедствия). Скульптуры, религиозные символы, автопортреты, картины объединяют классическое японское искусство с абстрактным экспрессионизмом, научную фантастику с мангой, буддийскими и синтоистскими образами.
О поку (поп+отаку), суперплоскости (Superflat), о настоящем и будущем Японии, отношением между искусством и японской культурой в целом…
По убеждению Такаси Мураками анимация и отаку создают новую культуру. На большинство людей отаку не производят благоприятного впечатления. Надо признать, что внимание субкультура привлекла после чудовищных убийств маленьких девочек Цутому Миядзаки, известного как «отаку-убийца».
Только недавно в Токийском университете был введен учебный курс по культуре отаку, но художника эта тема интересует уже очень давно. Он рассказывает, что когда комната Миядзаки была показана общественности, то средства массовой информации поспешили объявить, что это и есть отаку – пространство. Между тем, в его комнатах, жилищах его друзей, почти, так же как и в комнате Миядзаки, а все они считают себя нормальными людьми.
Среди отаку существует, чуть ли не смертельная конкуренция. Мураками считает, что Миядзаки был неудачником, ему не хватило способности накапливать огромную информацию, чтобы выживать и побеждать среди отаку. Основная причина, почему Мураками представляет своим творчеством культуру отаку из-за общественного невежества, почему большинство людей не любят отаку, потому что они не имеют достоверной информации о них.
Себя он считает «неудачником», который не смог стать королем отаку. Тот человек, который имеет превосходную память и способность выигрывать дебаты – может стать королем отаку. Поскольку у него нет таких способностей, он стал художником. А между художником, связанным с отаку, и настоящими отаку, которые выигрывают в дискуссиях, существует огромная разница. Большинство людей не понимают этой разницы. С 1993 года Мураками стал включать отаку в свое искусство. Анализируя отаку, он, таким образом, пытается понять настоящее Японии.