Современный город Скикда, расположенный в северо-восточной части Алжира на побережье Средиземного моря, был основан в 1838 году на римских руинах и до конца алжирской войны за независимость (в 1962 году) он назывался Филиппвиль. История Скикды неразрывно связана с заливом Скикда (или Стора), с древнейших времен и до конца 19 века он оставался портом. Хотя город не был местом важных событий, как известно из исторических документов, но у него было достаточно славы, судя по свидетельствам древних географов (почти все они в своих сочинениях упоминают его).
Финикийцы основали Карфаген в 814 году до нашей эры и направили свои корабли к берегам Испании, но африканский берег Средиземного моря оставался враждебным из-за многочисленных рифов и отмелей, усложнявших ночную навигацию. Наиболее смелые все - таки рисковали выходить в море в ночное время. Этим частично объясняется основание небольших портов вдоль берега, укрытых в заливах, каждый на расстоянии 30 – 40 километров друг от друга, что равнялось дню навигации. С востока на запад алжирский берег был усеян «стоянками», которые играли важную роль в торговле, став основой пунических городов, позднее - нумидийских и римских.
Ещё до французской колонизации Скикда видел несколько цивилизаций – финикийскую, нумидийскую, римскую, арабскую, османскую. Благодаря ним сегодня Скикда славится великолепным архитектурным наследием. Самым впечатляющим оставался римский амфитеатр, построенный в третьем веке (к сожалению снесенный французами камень за камнем, чтобы построить стены, окружавшие Филиппвиль. Руины использовались в качестве каменоломни, откуда брали материал для возведения вилл поселенцев). Многие артефакты, принадлежащие той или иной культуры в истории Скикды, сохраняются в музее города, но, возможно, большая часть, отражающая славное прошлое региона, ещё хранит его земля. После победы Цезаря в Африке он стал римской колонией под названием Руссикаде (карфагенское слово, означающее «мыс огня»), которая в пятом столетии была разрушена вандалами.
Происхождение названия «скикда» до конца не определено. Считается, что оно происходит от прежнего названия берберского города (оно в свою очередь происходит от Русикаде) - Tasigda или Tacigda. У древних географов, начиная с четвертого века до нашей эры, маленький портовый городок упоминается как «Skylax». Можно напомнить, что пунический (язык финикийцев) и арабский языки являются семитскими и имеют много общего. В период арабизации региона он стал называться Скикда, и вновь вернул себе название после французской колонизации.
Из всех областей западного Средиземноморья Северная Африка считается одним из самых благоприятных мест для изучения прошлого. Римские древности Алжира абсолютно уникальны, интереснее для исследователей больше, чем таковые в самой Италии. Для науки они имеют неоценимое значение.
Наследие Скикды можно разделить на несколько частей: археологическое, колониальное, художественное и туристическое. К большому сожалению, многое находится в заброшенном состоянии из-за отсутствия элементарного технического обслуживания. Хотя жители хвалят красоту своего города, но видимые повреждения видны повсюду: искалеченные, загрязненные статуи, поврежденные здания, мусор на улицах, неконтролируемая урбанизация, ветхие районы, загрязнение окружающей среды из-за нефтехимического комплекса, расположенного почти рядом с городом.
Музей города, располагающий уникальными экспонатами, слишком мал для них, более того не имеет достойной системы защиты от краж. Были случаи, когда несколько статуй и саркофагов, возраст которых исчисляется тысячелетиями, подверглись повреждениям. Он не приспособлен для сохранения экспонатов в надежном состоянии, также разбросанные по всему городу колонны, стелы, статуи под влиянием атмосферных условиях и человеческого фактора (кражи, вандализм) постепенно разрушаются. Безусловно, Скикда, учитывая туристический интерес к его увлекательной истории, достоин иметь большой музей, который стал бы крупнейшим в Алжире и включал бы в себя несколько пространств согласно историческим этапам.
Занятные подробности: В 1935 году общественный и религиозный деятель Абд аль-Хамид Бен Бадис при посещении города был плохо принят его жителями. Это породило миф о городе и людях, живущих в нем, проклятых проповедником. А в 1920 -1930 странствующий проповедник по имени Бен Аруа издал ряд пророчеств о будущем города, в которых аллегорически рассказано о войне за независимость, о металлической змее, чья голова в море, а конец теряется в песках пустыни (намек на трубопровод, соединяющий месторождения нефтехимического терминала, а также апокалипсическую катастрофу, в которой выживут только те, кто успеет укрыться на высотах горы, расположенной недалеко от города).