Эфиопия страна долгой и интересной истории, характеризующейся культурным, этническим, языковым многообразием. Более восьмидесяти этнических групп, имеющих свои уникальные обычаи, проживает на территории Эфиопии, единственной африканской страны, избежавшей колонизации. Как известно, в Эфиопии чрезвычайно сильны христианские традиции и связи с Ковчегом Завета.
Согласно версии Эфиопской Православной церкви, Ковчег Завета находится в городе Аксум, с того времени как его тайно привёз в страну царь Менелик, сын царицы Савской и царя Соломона. Сиё предание описано в «Кебра Негаст» («Книге о славе царей»).
Истинный Ковчег Завета (или Табот – копия Ковчега Завета) в настоящее время находится в сокровищнице рядом с собором Святейшей Девы Марии Сиона, под охраной священников собора. Точные копии табота из Аксума имеются в каждой эфиопской церкви, каждая посвящена особому святому.
Аксум с десятого до первого столетия до нашей эры столица большого Аксумского царства, считающегося одной из последних очень значительных цивилизаций Древнего Мира, являлся процветающим торговым центром с портами на Красном море и Индийском океане и одним из первых царств в мире, принявших христианство. И хотя современный Аксум уже не имеет своего былого великолепия, он по-прежнему является духовным сердцем страны.
В Аксуме приняли христианство в четвертом веке и понятно, что он самый священный город для эфиопских христиан. Важным религиозным городом является он и для мусульман-суннитов, Аксум связан с исламом начиная со времени его зарождения.
Для археологов Аксум с его древними могилами, стелами, дворцами, церквями, замеченными повсюду, подлинная Мекка и не меньше девяноста процентов от тех богатств, что поднесут археологические исследования, ещё ждут своего часа. Исторические, культурные, религиозные сокровища города Аксум объявлены объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Занимая обширную территорию в Северном парке стел, находятся самые знаменитые аксумские памятники - стелы, установленные между 300-500 годами нашей эры. Нигде в мире нет такого количества обелисков, расположенных столь близко друг к другу, как в Аксуме.Разных форм и размеров стелы были высечены главным образом из блоков нефелинового сиенита, стойкого к атмосферным воздействиям камня внешне похожего на гранит, скорее всего, добытого недалеко к западу от Аксума. Вырезанные из пород в карьерах их перетаскивали к месту установки, используя коллективную силу многих и многих людей.
Большинство стел было установлено ещё до принятия христианства. Вероятнее всего, они представляли памятники для древних правителей Аксума, похороненных в могилах-бункерах под ними. Не известны личности, спонсировавшие установку стел.
Изменения в размерах и сложности резьбы указывает на различные социальные положения и богатство при жизни захороненных. Тщательно оформленные захоронения находятся возле самых высоких стел и вполне логично предположить, что это царские могилы, тогда как меньшие стелы принадлежали представителям местной элиты. Некоторые имеют у основания алтари с желобками для стекания крови жертвенных животных.
Самая высокая стела достигает высоты 33 метра, так называемая Великая Стела, но она лежит разбитая на три части. Как полагают, обрушилась стела во время установки и согласно легенде она охватывает могилу царицы Савской.
Среди постоянных стел высочайшая Стела царя Эзаны, царя, принявшего христианство, - 24 метра. Во время оккупации Эфиопии Италией в 1937 году войска Муссолини вывезли в Италию ещё один обелиск. В течение десятилетий она находилась в Риме возле Арки Константина, в 2005 году была возвращена в Эфиопию и в скором времени будет установлена.
Стелы важны и интересны не только ради их большой высоты, но и благодаря исключительному дизайну, дающему представление об архитектуре периода. Ложные двери в основание стелы царя Эзаны даже с врезанным замком. Вверх по монолиту ложные окна. Балка, широко использовавшаяся для структурной поддержки в аксумских домах, напоминает ложные перекладины, делящие каждый «этаж», в общей сложности девять этажей. Заканчиваются стела округленной вершиной, отмеченными отверстиями, в которых когда-то находились гвозди, предназначенные для закрепления символа в виде солнечного диска.
Самая священная святыня Эфиопии собор Святейшей Девы Марии Сиона семнадцатого столетия, рядом с ней Часовня Ковчега Завета. Поблизости новая церковь, названная также.Старая церковь отражает сирийское влияние в архитектуре. Приземистая квадратная структура, окруженная колоннадой, которая использует во время служб для ритуальных танцев священников. Зубчатые, напоминающие крепость, стены и приглушенный интерьер, украшенный фресками и картинами.
Архитектура новой церкви – современная интерпретация византийского стиля с эфиопскими деталями, просторная и красочно расписанная. Спереди церкви изображения Святой Троицы, Двенадцати Апостолов, Двенадцати Племен Израиля.
Ковчег Завета увидеть невозможно, его охраняет, и заботиться о нём (молится перед ним, воскуряет ладан) самый святой монах, который не может уйти с небольшого двора, окружающего часовню. Как ожидается, преемника он назовет перед смертью и всю свою оставшуюся жизнь он будет органичен только Часовней Ковчега Завета.