Современная перуанская культура сформировалась под индейским и испанским влиянием, но историческое развитие Перу с начала двадцатого века и политические потрясения сравнительно недавнего времени, безусловно, оставили глубокий след на ней. География страны способствовала этническому разнообразию, и это можно наблюдать в разнообразных традициях, характеризующих перуанскую культуру. Она складывалась в трех основных природных регионах, а именно - на побережье, в лесных и горных областях.
В целом культуру Перу называют синкретической, она представляет собой синтез компонентов различных этнических групп, которые населяли и населяют территории Перу. В современное время, кроме коренного (индейского), креольского и испанского сегмента, обязательно следует принимать во внимание афро-перуанское, азиатское, итало-перуанское сообщества. Многообразность перуанской культуры наглядно продемонстрирована в её гастрономической традиции, в музыкальной традиции и танцах, как например маринера, фестехо, тондаро, уайньйо.
Синкретизм туземного наследия и католической религии наделил специальными особенностями перуанскую культуру, которые ярко проявляются в рождественских традициях и искусстве, известном во всем мире. После испанской колонизации доколумбово искусство эволюционировало до такого уровня, что объединилось с религиозной живописью и скульптурой, появилось совершенно новое стилевое направление, в котором большое значение уделялось символам.
Ретабло (в буквальном переводе с латинского языка - «за доской»). Жанр народного искусства, глубоко внедренный в культуру латиноамериканских стран, представляющий сердце и душу традиционных религиозных верований в 17, 18, 19 веках. Символичная, аллегоричная, историческая, духовная и подлинно народная - так примерно можно описать эту уникальную форму искусства.
Ретабло - это портативный алтарь. Первыми, кто стал создавать ретаблос или как ещё их называют «кахас де Сан-Маркос о де Сан-Антонио», были испанские ремесленники. Существовала своего рода необходимость в период испанской Реконкисты, когда христианские рыцари брали с собой в путешествие «алтарь со святыми» для вероисповедания и защиты от врагов.
Испанская практика, принесенная в Новый Свет, очень полюбилась в андском мире. Первые священники, проповедуя христианство туземному населению, использовали портативные алтари для того, чтобы проиллюстрировать сцены из библейских историй. Интригуя аудиторию, они начинали длинный рассказ, пока ретабло был закрыт, о сотворении человека, об Адаме, Еве и змее-искусителе, грехе и наказании. Затем коробку открывали и показывали симпатичные фигурки, изображающие персонажей рассказанной истории.
Кахас (шкатулки или коробки) со святыми и другими священными изображениями внутри были призваны охранять дома и соответственно путешественников, бравших ретаблос с собой в дорогу. Прямоугольная коробка, изготовлена, как правило, из кедровой древесины, она может быть разного размера (как таково не существует стандартной формы, но обычно классический ретабло -32 см в высоту и 26 см в ширину).
Позднее ретаблос стали включать сцены из повседневной жизни людей андского общества, их празднования и торжества по случая уродившихся богатых урожаев, процессии, изображения домов и магазинов. Коробку по-прежнему изготовляли из дерева, а фигурки - уже из других материалов (гипс, глина, картофельно-глиняная паста).
Сегодня своими ретаблос особенно славится город Аякучо (и вообще весь регион Аякучо), который называют «столицей народного искусства и ремесел Перу». Всплеск интереса к ретабло как форме искусства наблюдался в течение 1940-х годов. Главным его популяризатором называют исследователя Алисию Бастамант. Она заинтересовала художника Хоакина Лопеса Антая «оживить» забытую художественную форму. Начали создаваться ретаблос на тему повседневной жизни, тогда же и появилось различие между ретабло, имеющим ритуальное и религиозное значение, и ретабло как декоративным оформлением. Но в любом случае это народное искусство воспроизводит сцены и события, которые очень важны для коренных жителей горной местности в Перу (и Боливии).
Вследствие имевших место политических насилий, борьбы перуанской армии с марксистским движением «Сендеро Луминосо» (Сияющий путь) многие крестьянские семьи вынуждены были покинуть области Аякучо и мигрировать в Лиму, где они продолжили изготавливать и продать свои ретаблос.
Всемирно известным мастером ретабло является Никарио Хименес Киспе, имеющий собственную галерею-мастерскую в Лиме, открытую им в 1986 году. Уникальный стиль его работ привлекает интерес многих специалистов по ретабло, как в Перу, так и в других странах мира. Частые мотивы в его творчестве - крест с листьями коки, курандеро (целитель), фиеста Явар, пистаку, Сендеро Луминосо.
У Христа на распятии ниже сердца находятся три листа коки, напоминая зрителю о том, какую важную роль в андских культурах играет это растение.
Курандеро - целитель или шаман, который для лечения применяет методы традиционной народной медицины, а именно лечение различными травами, включая коку, в качестве диагностического инструмента морскую свинку, которой он водит по телу пациента. Затем животное умертвляют и по его внутренностям изучают болезнь человека, после чего курандеро предписывает соответствующее лечение из лекарственных трав и христианских методов.
Фиеста Явар - борьба между быком, испанским символом, и кондором, андским символом, заканчивающаяся победой кондора.
Пистаку на кечуа «резчик горла». Мотив характерный для устной андской традиции. Пистаку нападает на одиноких путешественников в глухих местностях, чтобы зарезать и извлечь из них жир. Он изображается как высокий и бородатый человек, европейского вида, и носит обувь.
"Сендеро Луминосо" - мотивы ретаблос, показывающие жестокое обращение с коренным населением, неуважение к туземной культуре со стороны этого движения.