Британцы – островная «раса». Неудивительно, что любовь к морю у них в крови. Путешествие на побережье всегда побуждает их сердце биться немного быстрее от предчувствия встречи с невероятно красивой и мощной силой природы. Невозможно сопротивляться тому восторгу, который вызывает любование широкими просторами моря. В прошлые времена люди приезжали на побережье, посидеть в шезлонге рядом с берегом или на травянистом холмике, чтобы насладиться феерией волн и криками чаек. Сегодня английское побережье представляет гигантский парк развлечений. Если раньше в приморских городах гастрономическая деятельность ограничивалась моллюсками, мидиями, жаренными рыбой и картофелем, то в настоящее время главную роль играют модные рестораны, некоторые награжденные звездами Мишлен. Где когда-то находились простые заведения в стиле «бэд энд брекфест» теперь стоят очаровательные бутик-отели.
С начала тридцатых годов двадцатого века на английском побережье стали появляться поразительно современные для своего времени отели. Их количество было ограничено, возможно, потому что большинство состоятельных людей все ещё предпочитали проводить свои каникулы в теплых странах, но частично также из-за того, что многие все ещё выбирали по время отдыха на побережье проживание в традиционных стилях, например в пляжных домиках (или кабинках). Хотя честно сказать истоки отеля восходят к Великой депрессии, когда многие люди уже не могли позволить себе «иностранные каникулы». Это и вызвало рождение новой волны «отдыха на английском побережье», однако с предъявлением более сложных требований.
Отель «Мидланд» в городе Моркам был одним из первых. Его построили на берегу залива Моркам для железнодорожной компании LMS (Лондон, Мидланд, Шотландия) по проекту Оливера Хилла в 1933 году, в стиле стримлайн («обтекаемый модерн»), направления в Ар-деко. Архитектурно он является самым важным зданием в Моркаме и одним из самых значительных зданий ар-деко в стране. При открытии «Мидланд» получил прекрасные отзывы критики, а его радикальный дизайн признан шедевром модернизма. Название «Midland» принадлежало предыдущему отелю, снесенному, чтобы освободить место для нового.
Изогнутость в его дизайне повторяют линии побережья, выпуклая линия в сторону моря и вогнутая по направлению к берегу. Трехэтажное здание с большими, широкими балконами, с которых открываются великолепные виды на море. С морской стороны находится большая круглая башня с входом и винтовой лестницей. На вершине фасада башни-входа два каменных морских конька в стиле Ар-деко, работа скульптора Эрика Гилла, которых можно рассмотреть с террасы на крыше отеля.
Несмотря на то, что здание своим внешним видом напоминает монолитное бетонное сооружение, на самом деле оно было построено посредством кирпичной кладки из материала сноукрит (snowcrete), состоящего из белого цемента и карборунда. Стены здания были электрически полированы, чтобы создать поверхность, напоминающую мрамор. Основное окно не имело наличников, а было обработано смесью толченого синего стекла и карборунда. Карнизные софиты и нижние части балконов застеклены сине-зеленым цветом. Ночью здание, освещаемое скрытым освещением, смотрелось великолепно. Сверкающее на солнце оно возвышалось над окружающим ландшафтом как большой белый корабль.
Оливер Хилл был очень талантливым архитектором. Надо сказать, что он не увлекался модернизмом как своего рода наукой, что делали многие его современники. Он рассматривал его только как стиль, который применим в проектировании для удовлетворения желания клиента. В дизайне отеля он использовал элементы неогеоргианского и тюдоровского стилей, которые были популярны в то время, в сочетание с современными акцентами.
Что отличало "Мидланд" от других отелей того времени? Причина заключалась в целостном подходе Хилла к проекту. Архитектор считал, что внешний дизайн должен быть тесно связан с интерьерами, поэтому ради этой цели он и взял под свой контроль всё. Цветовые схемы, декорации, мебель, произведения искусства. Интерьеры отеля были столь же замечательны, как и экстерьер. Хилл пригласил поработать некоторых самых уважаемых художников.
Как только гости проходили через вращающиеся двери в главный вход под винтовой лестницей, с левой стороны, они могли увидеть каменный рельеф скульптора Эрика Гилла, изображающий «Навсикаю приветствующую Одиссея». С правой стороны - декоративная металлическая решётка, застекленная, которая образовывала вход в кафе. Пол был из полированного мрамора, инкрустированного мозаикой, представлявшей рябь на море и «символ отеля» - морского конька. Пространства обставлены стульями изогнутых форм, созданными Хиллом, пол при входе покрывали прекрасные ковры ручной работы Ар-деко, работа известного дизайнера по текстилю Марион Дорн. Почти пять метров в диаметре они показали рисунки волн (Дорн также была ответственной за дизайн мозаики морского конька на полу посередине холла).
В целом все выглядело очень эффектно, современно и сложно. Эрик Грилл разработал на вершине лестницы медальон «Нептун и Тритон» с надписью строки из Вордсвота: «И дул Тритон в свой перевитый рог!». Раскрашивал работу его зять Денис Теджетмэйе. Оба они также создали живописную карту Северо-западной Англии.
В кафе в стиле ротонда, расположенном на северной стороне отеля, работал другой известный художник - Эрик Равилиос. С правой стороны кафе застекленное, с видом на море, с левой стороны – стены расписаны на тему приморской жизни в Моркаме. Из-за недостаточной подготовительной работы фреска, после создания, в течение нескольких лет стала шелушиться. Её реставрировали в 1989 году для эпизодов в сериале «Пуаро» с Дэвидом Суше в главной роли. Обстановка в отеле была изысканной и из лучших материалов. Изначально гостиница ориентировалась на верхний сегмент рынка. И сразу же после его открытия в июле 1933 года Мидланд стал местом для проживания состоятельных людей со всего севера Англии и даже дальше.
Успех отеля прервало начало Второй мировой войны, когда он был реквизирован правительством и превращен в госпиталь Королевских военно-воздушных сил Великобритании (Royal Air Force). В 1946 году его возвратили железнодорожной компании. Однако после национализации Совет новых британских железных дорог принял решение продать отель, и в 1952 году он был куплен Льюисом Ходжсоном из Болтон Абби. На первых порах деятельность «Мидланд» протекала успешно, но постепенно он начал терять свою привлекательность, соответственно и богатых клиентов. В 1960 году его продали пивоваренной компании Scottish & Newcastle. С этого времени начинается грустный этап в истории замечательного здания, когда оно переходило из рук в руки, немного что делалось для его восстановления. К 2000 годам оно находилось в самом удручающем состоянии, фактически под угрозой сноса. Во многом благодаря группе, созданной заинтересованными местными жителями, его удалось сохранить.
В начале 2003 года отель приобрела компания Urban Splash, базирующаяся в Манчестере. Реставрация, первоначально запланированная на 22 месяцев, оказалась сложнее, чем предполагалось, и, в конечном счете, растянулась на три года, прежде чем проект завершился.
В настоящее время в отремонтированном отеле имеется 44 номера, включая шесть люксов (добавили на крыше). Комнаты номеров ультрасовременные, прекрасно декорированные, безусловно, оснащенные всеми современными удобствами. Были произведены изменения на первом этаже, расширены пространства, чтобы спроектировать банкетные и конференц-залы. Старая гостиная превратилась в более интересное место, где приятно насладиться послеобеденным чаем или полюбоваться закатом солнца над заливом Моркам. Важно отметить, что все оригинальные произведения искусства кропотливо восстановили. Сегодня отель «Мидланд» с надеждой смотрит в светлое будущее.