Несмотря на неистовый антиклерикализм, Гоген не смог полностью встряхнуть с себя католическое наследие.
Почтительный «Желтый Христос» был написан после того, как Гоген узнал в 1889 году, что его картины в Париже не пользуются спросом. Пытаясь выразить свои переживания, он пишет картину на тему Страстей Христовых. Голова Христа – автопортрет Гогена, как и на других полотнах, написанных художником в том же году. Желтое распятие напоминает раскрашенную деревянную статую 17 века, установленную в часовне Тремало на окраине Понт-Авена. А бретонки, сидящие вблизи, почти копии с «Видения после проповеди».
Надо заметить, что «Желтый Христос» поразил многих друзей художника, а Октав Мирбо назвал произведение «тревожной и острой смесью варварской пышности, католической литургии, индийской медитации, готического вымысла и тонкого символизма».
В 1891 году Гоген пишет «Аве, Мария» (Иа Орана Мариа), на картине таитянская женщина держит ребенка, их головы окружены сияющим нимбом, что идентифицирует образы как Деву Марию и Христа. Правда подобная поза (ребенок на плече у матери) нигде в западной живописи и иконографии не встречается. Фигура с желтыми крыльями - ангел, но, скрывая его за ветвями цветущего дерева, Гоген сохраняет атмосферу таинственности, характерную для всей картины. Две центральные фигуры заимствованы с фриза храма Боробудур (фотографии храма Гоген видел на Всемирной выставке).В архивах Гогена были работы, которые имели для него большое значение. Фотографии египетских гробниц, шедевров эпохи Возрождения, аукционный каталог 1978 года, коллекции покровителя Гогена Гюстава Арозы с работами Камиля Коро, Гюстава Курбе, Эжена Делакруа. Как и многие современные художники, среди них Джефф Кунс, Ричард Прайс и Синди Шерман, Гоген спокойно заимствовал многие элементы живописи и не маскировал свои заимствования.
История полотна следующая; однажды Гоген отправился в Папеэте и задержался там допоздна. В светильнике закончилось масло, но Техура продолжала лежать и ждать в темноте. Она была действительно встревожена, но не духом, охраняющим мертвых. Техуру беспокоили подозрения относительно того, не навещал ли Гоген проституток. Хотя интриган Гоген объяснял картину по-другому. Когда он зажег спичку, то напугал Техуру, пробудив ото сна, она смотрела так, как будто увидела незнакомца. Европейка чувствует себя испуганной, если её нечаянно застанут в обнаженном виде, причина страха туземцев в том, что они живут в постоянном страхе перед Тупапау. Рассказ не убедил шведскую Академию Искусств, картину сочли неприличной и Гогена удалили с выставки (в 1898 году).
Два года на острове Таити были плодотворными – более 80 картин, много рисунков, скульптуры из дерева. Денег у Гогена почти не прибавилось, и он решает вернуться во Францию. В Марселе Гоген был в августе 1893 года всего с четырьмя франками. Благодаря помощи друзей он организовал выставку работ таитянского периода. Прием был неоднозначный, но Октав Мирбо поразился «уникальной способности Гогена прочувствовать и передать любопытную душу туземного народа, его таинственное и ужасное прошлое, странную солнечную чувственность». Дега, на пике своего успеха и влияния, приобрел несколько картин Гогена.Гоген превратил свою студию в Монпарнасе в эклектичный салон для художников, музыкантов, поэтов. Сам, принимая гостей, надевал синее пальто, феску из каракуля, брал в руки трость ручной работы из тростника и усиливал экзотичное появление тем, что заходил под руку с яванкой подросткового возраста Анной и её любимой обезьяной.
Анна сопровождала его в Понт-Авен, где Гоген хотел провести лето 1894 года. Но вместо того, чтобы наслаждаться живописными пейзажами Бретани, Гоген перессорился с бретонскими моряками, которых выбрала Анна, оставив Гогена со сломанной ногой. Анна вернулась в Париж, когда он уже выздоравливал, но для того, чтобы ограбить квартиру Гогена. Это положило конец отношениям любовников, продолжавшимся несколько месяцев.Феминистки назвали бы поступок Анны правильным и являющимся следствием того, как Гоген долгое время поступал с женщинами. Он оставил жену и пятерых детей, постоянно искал для своих сексуальных утех несовершеннолетних любовниц, вел жизнь гедониста, это закончилось тем, что он заразился сифилисом и умер от остановки сердца.
Но вместе с тем он тосковал по детям и постоянно выражал сожаление о своем неудавшемся браке.
Жизнь Гогена – история восстания, беспокойных и постоянных поисков, бескомпромиссной страсти. Все элементы объединились в его произведениях.
Живопись Гогена – это жажда свободы, любовь и ревность, мощь, страх и смерть, Бог и Дьявол. Она волнует, заставляет задуматься.
Но Гоген не ограничивался только живописью, он никогда не предавался праздности. Резьба по дереву, глиняная посуда, скульптура, графика, даже публикации - сфера его интересов.Кроме того, Гоген создал гораздо больше интересных женских образов, чем другие художники вместе взятые, у которых героини - либо обольстительные роковые красавицы, либо источники добродетели и духовной энергии. Именно загадочные таитянки Гогена стали символом современного искусства.