Тысячи и тысячи людей из разных стран мира приезжают каждое лето в Эдирне, чтобы попасть на турнир Киркпинар по самой древней борьбе, «масляной борьбе» (ялы гюрэш), считающейся очень уважаемым национальным видом спорта, – за титул главного пехливан и приз – Золотой пояс. Ялы гюрэш Киркпинара проводятся неизменно с 1346 года.
Зрелище впечатляющее! Крепкие мужчины с блестящими от оливкового масла телами, которым они поливаются перед турниром, одетые только в ледерхозе чуть ниже колен, борются друг с другом на открытом поле – Мужском поле.
Борцов называют пехливан, переводится как борец, но также герой, поскольку их считают людьми достойными подражания, благородными, честными, почтительными, уважающими традиции. Но этот вид спорта открыт для мужчин всех культур, независимо от возраста, религии, национальной принадлежности. Брюки (кисбет) борцов традиционно шьют из буйволиной кожи или в последнее время из телячьей кожи, весят они около тринадцати килограммов.
Изначала схватка могла продолжаться несколько дней, пока один пехливан не выходил победителем, с 1975 года определена продолжительность боя для каждой категории борцов. В том случае, если и на этот раз нет победителя, его определяют, пересматривая действия каждого борца в течение схватки, тем более что члены жюри хорошо знакомы с техникой и мастерством каждого борца.
Каждый борец, получивший традиционное спортивное воспитание, имеет ученика (джирак), которому он передаст все секреты мастерства. А когда борец оставит «арену героев», ученик продолжит традицию. Борцы разных категорий разделены на группы (бой). В каждой группе вес не является решающим фактором. Хотя борцу, весящему 120 килограммов, могут запретить бороться в категории «бас» (старших). Чтобы попасть в категорию «бас», нужно выйти в финал «бас алты» - один шаг до «бас». Борцу, который хорошо показал себя на региональных чемпионатах, могут позволить участвовать в категории-«бас», если он, как находят, превосходит мастерством своих конкурентов.
Если в Олимпийской борьбе захват противника за костюм расценивается как фол, в масляной борьбе акцент делается именно на «киспет», борец старается как можно дальше продвинуть руку через киспет противника, техника называется пача казык. Если борец побеждает противника старшего по возрасту, он целует ему руку.
Турниры Ялы гюреш проходят по всей стране, однако самым престижным является турнир в Эдирне, проводящийся в конце июня - начале июля. В 2012 году матчи пройдут 6-8 июля. Каждый фестиваль открывается процессией, несущей Золотой пояс, сопровождаемой музыкантами с большими барабанами давуль и зурнами, которая направляется в мечеть Селимие. Кроме того, турнир сопровождается разнообразными праздничными событиями, грандиозной ярмаркой, в эти дни особенно популярной едой считается жареная баранина. Среди известных турецких развлечений, которые можно увидеть во время турнира Кирлинар, в том числе танец живота, исполняемый танцовщицами под аккомпанемент традиционных музыкальных инструментов – давуль (барабан) и каба-зурна (бас-зурна).
Бронзовая статуэтка, примерно 2650 года до нашей эры, обнаруженная в вавилонском храме Чафаджи, изображающая атлетов в традиционном положении для «ялы гюрэш» и с сосудами для оливкового масла на головах, доказывает, что легендарный вид спортивных состязаний имеет исторические корни в Ассирии и Египте. В Египте примерно того же периода (пятая династия) найдено изображение «масляных борцов» на известняке могилы Птаххотеба, около Саккара. Ещё одно свидетельство, которому около 4000 лет, в могиле около Бени Хасан, которую вероятнее всего занимал известный при жизни масляный борец.
На ярких изображениях: борец, смазывающийся маслом, хранящимся в стебле тростника; борьба; и на последней картинке - триумфальные три шага.
Персы, завоевавшие Египет, продолжили традиции масляной борьбы. Легендарным Пехливан, Великим Героем, центральной фигурой поэмы Фирдоуси «Шахнаме», был Рустам (Рустем), всегда спасавший родину от злых сил. Название «пехливан» для масляных борцов» впервые использовали в период, когда парфяне изгнали греков из Ирана. Парфянское царство существовало с 250 года до н. э до 220-х годов нашей эры. Именно с того времени можно проследить формирование основных правил.
Многие древние виды спортивных состязаний рождались как религиозные ритуалы. Для примера можно привести Сумо, борьбы изначально представлявшей важный синтоистский ритуал и в сегодняшние дни сохранившей многие ритуальные элементы, так же как и ялы гюрэш. В османской империи борцы воспитывались, окруженные религиозной атмосферой. Человек состоит не только из физической оболочки, он представляет и духовное существо. Борьба, не основанная на духовных отношениях, как полагали, не способствовала улучшению человеческого характера. Смазывание себя маслом во время состязаний играло важную роль «соотношения сил».
Согласно английскому мыслителю Бертрану Расселу, упадку Римской империи способствовали зараженные москиты, распространявшие малярию. В те времена проживание на территориях, находящихся на высоте 400 метров над уровнем моря равнялось фактически катастрофе. Не помогали противомоскитные сетки, дым от горящих экскрементов животных. Масло, которое получали из чудного средиземноморского плода, маслины, также использовали для защиты от насекомых. Когда люди научились добавлять определенный компонент в оливковое масло, названный «кафур», они нашли в нём отличное средство для защиты от кровососущих насекомых. В этих условиях развивался и новый стиль борьбы – «масляной борьбы» в Анатолии.
Считается, что в Турции Ялы гюрэш утвердился во время военной компании султана Орхана Гази, направленной на расширение империи в европейской части, в Румелии (Фракия). Султан и его брат Сулейман Паша, а также 40 воинов захватили несколько крепостей в регионе, в настоящее время расположенных на греческой, турецкой и болгарской территориях. В месте привала они решили устроить борцовский турнир ради удовольствия. Схватка двух борцов продолжалась несколько часов, но победитель так и не определился. Сулейман Паша пообещал победителю кожаные брюки, если они продолжат состязание во время ежегодного весеннего фестиваля в местечке Ахиркёй. Мужчины продолжили борьбу, они боролись с утра до вечера, исчерпав все силы. Так и не одержав победы друг над другом, умерли от изнеможения. Друзья похоронили их рядом друг с другом под фиговым деревом. Когда воины, спустя несколько лет, посетили захоронения, они увидели, что на месте пробились источники – Киркпинар (Сорок Источников). Со временем было решено организовывать турниры масляной борьбы в том месте, находившем в провинции Эдирне. Город Киркпинар после Балканской войны 1912 года находится в составе Греции, но спортивные состязания продолжают проводиться ежегодно в Эдирне.
Победитель турнира Киркпинар получает денежный приз эквивалентный примерно 100 000 долларам США и титул «Чемпион Турции» и «баспехливан» (старший борец) года. Если борец сможет в течение трех лет своими победами подтвердить, что он самый-самый-самый главный баспехливан, то его награждают Золотым Поясом, весящим 1.5 килограммов, изготовленным из 14-каратного золота. Кроме того, многие коммерческие организации, которые рекламируются во время турнира, соответственно также финансово поощряют спортсменов. Организатор турнира, Муниципалитет Эдирне, распределяет призы и денежные вознаграждения среди трех участников, занявших первые места, а также компенсирует расходы на дорогу других участников, их называют командировочные (ёллук). Конечно же, баспехливан приглашается на другие турниры, ведь в общей сложности сезон ялы гюрэш в Турции продолжается в течение восьми месяцев. Самым важным в мире после турнира Эдирне является чемпионат, проводимый в Амстердаме, начиная с 1997 года, названный «Мать всех видов спортивных состязаний».