Рёкан - неотъемлемая часть культуры Японии. По всей Японии не меньше 55 000 рёкан, из них 1 200 считаются высококачественными учреждения, входящие в ассоциацию Рёкан. Главным образом традиционные японские гостиницы располагаются в курортных местах.История рёкан началась в период Эдо, когда подобные гостевые дома располагались вдоль главных дорог.
Однако рёкан имеет более глубокие корни в домах отдыха периода Нара (710-784) – «фусэя». В то далекое время не существовала никаких гостиниц в современном понимании и путешественники вынуждены были часто останавливаться на отдых на улице, рискуя каждый раз подвергнуться нападениям бандитов и воров.
Кроме того, проблемой была и еда, её негде было добыть, в результате чего многие даже умирали от истощения. Чтобы сделать путешествия менее опасными буддийские священники создали «фусэя». В период Нара была развита и система дорог вокруг столицы.
В эпоху Хэйан (794-1185) среди аристократов было очень популярно совершать паломничества. Паломники останавливались в сёэн - домах, принадлежащих влиятельным семьям, храмах и святынях. Размещение богомольцев в буддийских храмах в итоге развилось в сукубо.
В наши дни вокруг «сукубо» сформировалась огромная туристическая индустрия. Самыми популярными и лучшими считаются сукубо Киото и сукубо Коясан в префектуре Вакаяма, давно привыкшие к иностранным туристам. Кроме того, Сукубо Коясан предлагают и такие возможности как ротэнбуро (горячая минеральная ванна на открытом воздухе).
Коясан (Гора Коя) является центром буддизма школы Сингон, введенной в Японии в 805 году Кобо Дайси (Кукай), одним из самых знаменитых и значительных религиозных деятелей. В среднем проживание в сукубо составляет от 9500 иен до 17500 иен с человека за ночь, включая завтрак и обед. В большинстве храмов принимают только наличные деньги.
Буддийские монахи, как известно вегетарианцы, и соответственно гостям также предлагается «сёдзин рёри» (веганская кухня). Гости к тому же могут принять участие в утренней молитве. Это отличный способ проникнуться японской культурой, прочувствовать простую жизнь буддийских монахов,
То, что уже в некоторой степени становилось похожим на современную гостиницу, появилось в период Камакура (1185-1333). Эти дома называли «китин-ядо». Основное пространства в китин-ядо занимала кухня, вокруг которой находились «уголки», где гости отдыхали. Постояльцы, основной контингент составляли купцы и ремесленники, платили только за дрова, чтобы приготовить себе рис.
После того как к власти пришел Токугава Иэясу, развернувший большую организационную деятельность, всюду в недавно объединенной стране прокладывались новые дороги. Развивались экономика и торговля, и жильё в период Эдо стало чрезвычайно важно.
Такое положение дел привело к появлению «хатаго», гостиниц в которых подавали еду. Во второй половине периода Эдо китин-ядо уже практически перестали существовать, уступив своё место хатаго. Помимо хатаго были ещё хондзин и ваки-хондзин, гостиницы для правительственных чиновников на почтовых станциях, расположенных вдоль дорог. Эти гостиницы играли очень важную роль в так называемой системе заложничества (Санкин котай), которая вынуждала даймё и их окружение (самураев) проводит по полгода в столице Эдо, вдали от своих семей.
Благодаря «Санкин котай» процветал гостиничный бизнес. Невероятное количество гостиниц располагалось вдоль главных дорог Японии, притом, что в период Эдо простым японцам не позволялось путешествовать Единственное исключение – паломничества. Понятно, что паломничества стали очень популярными. Паломникам было сложно передвигаться по переполненным процессиями самураев главным дорогам, они избирали другие маршруты. Таким образом, возле горячих источников и храмов, входивших в паломнические маршруты, стали строиться рёкан, многие из которых существуют по сегодняшний день.
В современном Токио и других крупных городах рёкан сравнительно сложно найти. Прежде всего, они дорогие по сравнению с другими отелями, а японцы, путешествуя по городам, предпочитают останавливаться в гостиницах современного типа. Хотя, конечно, при желании можно и номер в рёкан снять по умеренной цене.
Рёкан, символизирующий подлинный дух традиционной Японии, как правило, находятся в живописных областях, в горах или на побережье моря, озера. Никакие два рёкан не бывают похожими друг на друга, также изменяется качество и соответственно цена за проживание. От рёкан-стандрат до рёкан-люкс. Заплатив 40 000 иен за ночь, гость, вероятнее всего, будет ожидать особенного к себе отношения – а это и превосходная кухня, и великолепная комната, ванная в японском стиле, изготовленная из японского кипариса (о-фуро), с видом на японский сад, первоклассный сервис и тому подобное.
Рёкан-стандарт – версия японской гостиницы «без излишеств». Она больше похожа на обычную небольшую гостиницу, но сохраняет немного традиционной атмосферы. Традиционный рёкан – это японская гостиница в самом прямом смысле этого слова и владельцы очень гордятся тем, что сохраняют типичный стиль и в экстерьере и в интерьере и по духу. На самом деле сохранение первоначальной формы в рёкан даже важнее, чем, к примеру, питание гостей. Проживание в подлинном рёкан можно сравнить с проживанием в старинном средневековом замке. Комнаты и ванны удобные, но очень темные, также как и коридорчики. Здание построено из дерева, а рядом с гостиницей расположен сад, безусловно, в японском стиле.
Рёкан-люкс уже говорит сам за себя. Помимо традиционной атмосферы, владельцы всячески балуют своих гостей. Чрезвычайно комфортные комнаты, офуро, потрясающая еда в стиле «кайсэки рёри». Есть ещё «рёкан» - отели, снаружи представляющие обычное современное гостиничное здание. Внутри есть лобби, сувенирный магазин, кафетерий, ресторан, караоке-зал как в обычном отеле. Единственная разница – номера и ванны в японском стиле. Гости подобных отелей также могут выбрать между японской кухней и европейской.
Минсуку – это что-то вроде пансиона. Небольшое деревянное здание традиционной архитектуры. Номера японском стиле, но они менее просторные, чем в типичном рёкан. Помещения удобные и чистые, но, как правило, в номерах нет туалета. Коридоры в минсуку обычно тёмные и могут быть сквозняки. В минсуку пытаются проецироваться домашнюю атмосферу, подавая гостям, в том числе, и приготовленную по-домашнему японской едой. Для хозяев главное – расположить гостя дружеским отношением и внимательным обслуживанием.