Пекин не имеет манящего сияющими шедеврами современной архитектуры горизонта, подобно Шанхаю или Гонконгу. Большинство новых зданий «раскидано» по всему городу как будто случайным образом, что очень отличает современный город от Старого Города, в котором хутуны, характерный тип для Пекина узких улиц или переулков, являлись частью огромной геометрической схемы, связанной с Запретным Городом, расположенном в центре оси север-юг.
Старый Пекин, рассчитанный главным образом на пешеходов, вьючных животных в наше время с его масштабным строительством оказался неудачной основой для сегодняшнего Пекина. С середины двадцатого века количество пекинских хутунов неумолимо сокращалось, их сносили, чтобы освободить дороги для новых дорог и зданий. К счастью, не успели уничтожить все хутуны, предприняв попытку защитить некоторые области, поскольку, несомненно, это очень важный аспект китайской культуры.
Перед Олимпийскими играми 2008 года Китай обратился к нескольким иностранным архитекторам построить новые здания в Пекине и некоторые из них оказались, можно сказать, слишком радикальными.
Среди наиболее впечатляющих структур современного Пекина стадион Птичье гнездо, Водный Куб, построенные к Олимпиаде, новый терминал аэропорта, проект знаменитого британского архитектора Норманна Фостера, Штаб-квартира CCTV (Центральное телевидение Китая) выдающегося голландского архитектора Рема Колхаса. Архитектурные произведения, получившие восторженные оценки специалистов по архитектуре со всего мира. В то же время немало мягко сказать не очень удачных примеров, во всяком случае, по мнению критиков от архитектуры.
Не все жители Пекина испытывают удовлетворение от вида новых зданий, называя архитекторов некитайского происхождения «заморскими дьяволами», жалуясь на то, что их творения разрушают фэншуй Пекина, а, следовательно, ставят под угрозу здоровье и благополучие всей нации.
Национальный центр исполнительских искусств, в просторечии «Яйцо», находящийся в центре Пекина, напротив Запретного города, оперный театр с довольно-таки спорным дизайном французского архитектора Поля Андрё.
Возможно, несколько странно он смотрится среди грандиозных зданий в стиле сталинского ампира площади Тяньаньмэнь. Технически, эллиптический купол из титана и стела, окруженный искусственным озером (16000 кубических метров воды, достаточно чтобы заполнить 42 олимпийских стадиона) и большим пространством зеленой зоны.
Национальный центр исполнительских искусств располагает 2416-местным оперным театром, 2017-местным концертным залом, 1040-местным театром и дополнительно небольшим экспериментальным театром.
Дизайн здания сравнивали с формами летающей тарелкой, яйца динозавра, гигантской капли, по мнению архитектора «символ возрождения» Однако для многих китайцев он представляется яйцом, плавающее в кастрюле с кипящей водой, так и «прицепилось» к нему название «Яйцо». Многие выражают свое настроение, обозвав создание Поля Андрё «бэнь дань» (глупое яйцо) и «хуай дань» (тухлое яйцо). Размер купола «Яйца» в направлении восток-запад 212 метров и 144 метра в направлении север-юг, 46 метров в высоту. Главный вход находится в северной стороне. Посетители входят в здание через стеклянную крышу, пройдя по лестнице, расположенной над озером Чжуннаньхай. Вход, по мнению многих критиков, не только «глупый и громоздкий», главное он может сделать здание опасным в случае чрезвычайной ситуации, чтобы эвакуироваться нужно будет преодолеть расстояние в 250 метров.
Ночью титан и стекло структуры отражаются в воде, напоминая жемчужину или восходящее солнце. Купол в водоеме по идее отражает китайскую концепцию круглого неба и квадратной земли.
Кассы, главный вестибюль, выставочный зал находятся на цокольном этаже. Длинный коридор ведет к центру комплекса, большому атриуму, откуда открывается потрясающий вид. Кажется, что стройные эскалаторы парят в воздухе, пересекаясь в атриуме, восходя на балконы, ведущие на верхние уровни театров. Потолок под куполом обшит планками из древесины бразильского красного дерева. Фантастический визуальный эффект!
Место для строительства, как первоначально задумывалось Большого национального оперного театра, было разработано в 1950-х годах. Государственный проект предусматривал строительство сталинского здания, но он был пересмотрен, после того как отношения между Китаем и СССР осложнились в 1960-х.
Структура Поля Андрё оказалась очень сложной в проектном отношении, и потребовалось семь лет на её возведение. Кроме неё Поль Андрё известен авторством дизайна Морского музея в Осака, Большой арки Дефанс в Ля Дефанс в Париже, терминала в Международном аэропорту Шарля де Голля, который после открытия частично развалился, при этом погибли четыре человека и среди них, как ни парадоксально, два китайца. Другой терминал, строившийся Дубае, обрушился ещё в процессе строительства. Хотя вряд ли можно обвинить только архитектора в причинах случившегося. Как объяснила специальная административная комиссия, произошло это из-за технических условий и отсутствия поля безопасности в проекте. Поль Андрё, вообще, называют архитектором терминалов аэропортов по всему миру. Бениньо Акино – Манила, международный аэропорт Сукарно-Хатта-Джакарта, международный аэропорт Каира, Шанхай Пудун, Аэропорт Орли в Париже.