Бонампак (в штате Чьяпас), город раннего классического периода майя (250—600 гг). Уникальность и важность города, который сами майя называли Укуль, - фрески, лучшие из всех, обнаруженных в Центральной Америке, ярко живописующие церемониальные и политические события в жизни правящего семейства. Дело в том, что открытые американским фотографом Джайлсом Хили в 1946 году, они привели к большим противоречивым рассуждениям между экспертами по культуре и истории майя.
На изящных фресках ясно изображены кровавые истории - сцены войны, кровавые ритуалы, пытки, в то время как уже сложилось мнение о майя как в большей степени миролюбивом народе больше заинтересованных математикой и астрономическими наблюдениями.
Считалось, что майя стали более воинственными и начали захватывать врагов и приносить их в жертву, после того как тольтеки с их ужасно страшными ритуалами появились в центральной Мексике и принесли своё дурное влияние. Но фрески в Бонампаке были расписаны прежде, чем тольтеки подчинили себе майя и показывают майяского правителя, победившего в сражении, а пленных, совершенно смирившихся перед своей участью быть пожертвованными богам.
Руины майя в области ещё не полностью исследованы и остаются покрытыми тропическим лесом.
Майя-лакандоны предложили Джайлсу Хили провести его в древний город, являвшийся священным местом в течение многих столетий. В классический период Укуль политически был подчинен более сильному и крупному городу цивилизации майя Йашчилану.
Оба города были покинуты примерно в 800 году, спустя только несколько лет как фрески были расписаны художниками из Йашчилана, предположительно в 790 году. Правитель Йашчилана Щит Ягуар заказал их по случаю появления наследника Укуля. Правитель Укуля Чан Муваан II был женат на принцессе из Йашчилана, как считают эксперты, явилось вмешательством Йашчилана, что и позволило Чан Муваану прийти к власти. Правитель Бонампак по существу представлял назначенного Йашчиланом губернатора.
На Стеле №2 (на территории археологической зоны) изображена брачная церемония союза, объединившего два города. Мать «губернатора» Чан Муваана стоит перед ним, укалывает его палец и собирает кровь в ритуальную чашу, что символизирует плодородие на земле и способность к воспроизведению потомства. Стела изготовлена из обсидиана и раковин моллюсков - привозные материалы. Это свидетельствует о том, что Бонампак был влиятельным торговым центром.
Росписи, сделанные в сложной технике, идентифицируют руку одного мастера и, по крайней мере, двух помощников. Роспись по свежей штукатурке с использованием пигментов, растворенных в воде из извести (суспензия) и перемешанных со связующим раствором. Используемые пигменты представляют широкий диапазон цветовых оттенков. Невероятно мастерство художников, сумевших передать глубину, движение, штриховку. Фрески Бонампака продублированы как самые прекрасные, найденные в культуре майя, их называют «Сикстинской Часовней» Нового Света.
Большинство ученых соглашаются с тем, что три комнаты фресок, покрывающих все стены и потолок, в низкой узкой постройке, названной Храмом Фресок, основанной на основании пирамиды, нужно рассматривать в хронологическом порядке. Наружные стены украшены лепными барельефами, а дверные перемычки символами и образами пленных.
Главной темой фресок в комнате 1 является представление младенца, наследника престола, сановникам и священникам. Событие сопровождается большим празднованием с танцорами в красочных костюмах и музыкантами, играющих на флейтах, ударных инструментах всех типов. В то время как музыканты дудят в горны, бьют в барабаны, дворяне общаются между собой.
В комнате 2 изображена сцена сражения, в котором «губернатор» Укуля Чан Муваан побеждает врагов. Вероятнее всего, эта тема следовала за церемонией комнаты 1. Цель сражения состояла в том, чтобы получить пленников для ритуального жертвоприношения. У пленных сорваны с пальцев рук ногти и капает кровь.
В комнате 3 изображены ритуальные кровопускания правящей семьи. Служитель стоит на коленях справа от трона и предлагает правителю для кровопускания позвоночник морского ежа с разрозненными шипами, который Чан Муваан протянет сквозь язык. Его жена проделывает кровопускание и капли крови, капающие капают в ритуальную чашу, записывают на коре. Внизу трона сидит женщина с младенцем на скрещенных коленях.
Жизнь правителей была подчинена постоянным доказательствам на их божественную связь с богами и право на трон. Что приводило к определенным подвигам – физическим, эмоциональным, умственным. Царь и царица должны были причинять себе увечья (пускать кровь), выносить долгие посты голодания, благодаря которым они обретали способность общаться с богами через галлюцинации. Танцоры, богато украшенные в масках богов, исполняют церемониальные танцы. Сцены сопровождается списком дат и имен участников церемонии.
Бонампак находится в Сельве Лакандона (муниципалитет Окосинго, штат Чьяпос), в тридцати километрах от Йашчилана, на границе Мексики и Гватемалы. Археологическая область состоит примерно из двадцати структур, расположенных на пирамиде, построенной на естественном холме, вокруг центральной площади. Несколько стел и алтарей находятся на площади и в углах террас. Туристы могут посетить древний город. Но путешествие очень сложное, по причине очень отдаленного местоположения храма, к тому же фрески уже не так хорошо распознаваемы. Чтобы сохранить изображения, храм фресок воспроизведен в Национальном музее Антропологии и Истории в Мехико.