«Болонья, как старая Синьора с не очень мягкими боками, с грудью на паданской равнине и попой на холмах. Болонья высокомерная и папская, Болонья красная», поёт в известной песне Франческо Гуччини. И это один из самых известных образов Болоньи. Красной она названа благодаря зданиям из красного кирпича. Знаменитый итальянский фотохудожник пишет, «Болонья – город, раскрывающийся понемногу, через бесконечные портики, пропитанные историей, которые, разветвляясь, напоминают туннели вен, артерий, капилляров «Сердца» города, красной терракоты».
Нигде в мире нет больше столько аркадных галерей, как в Болонье, напоминающих единое нескончаемое «тело», унифицирующее дороги, башни, дворцы, монастырские комплексы. В общей сложности 38-километровый путь. Самый длинный и самый известный портик с 666 арками (3,5 км), приводящий к святилищу Мадонна-ди-сан-Люка на Колле дела Гуардиа (Холм Охраны).
Находящиеся почти на всех улицах центра, строительство портиков объясняется необходимостью расширения в период позднего Средневековья, когда город заявлял о себе как процветающем университетском, культурном, интеллектуальном центре. В Болонье страстно желали жить и работать не только ученые и литераторы со всей Европы, туда за лучшей долей в жизни постоянно приезжали люди из сельских местностей. Чтобы выгодно использовать помещения, расширить пространство в домах последовательно стали строить портики, сначала из древесины, выше первого этажа. Но портики, так же как и у древних греков (они ввели в архитектуру портик) являлись превосходно защищенной дорогой, где можно было укрыться от дождя, снега, знойных солнечных лучей.
Без сомнений, тогдашние правители города проводили мудрую и дальновидную урбанистическую политику, хотя и требовали от жителей «приносить в жертву» личную собственность, портики строились на частных территориях. Соответственно их техническое обслуживание зависело только от собственников домов, к которым присоединялись портики. В любопытном указе 1288 года говорится, что никакое новое здание, не должно быть без портика, минимальная высота которого определялась в 2,66 метров, что позволяло проехать верхом на лошади. Но для бедных людей, которые не могли себе позволить строить портики такой высоты, имелись снисхождения. Всадникам приходилось даже наклонять голову, проезжая через «бедные» аркады.
Исторический центр Болоньи сохраняется в неприкосновенности в своем первозданном средневековом облике. В Италии только два города, имеющие такую целостность, Болонья и Венеция. Основные улицы исходят радиально из центральной площади к периферии, встречаясь у окружающей город кирпичной стены (1300 год) с двенадцатью воротами, девять из которых сохранились.
Археологические исследования подтверждают, что на территории существовала культура, начиная с 9 века до нашей эры, Вилланова (от названия округа в Кастеназо близ Болоньи). Во времена этрусков, когда собственно и был основан город, в шестом веке до нашей эры, он был известен под названием Вельсна, латинизированная форма Фельсина, остающаяся синонимом «Болоньи». Между пятым и четвертым веками до нашей эры на италийском полуострове переселились кельты, сильно потеснив этрусков, и город был завоеван племенем Бойи. Римляне во втором веке до нашей эры победили бойи, и постановлением сената республики в 189 году до нашей эры была создана римская колония Бонония (латинизировав кельтское слово, часть которого значилось в названии племени и предположительно означало «город» или «укрепленное место»).
История первого университета в западном мире, основанного в Болонье, тесно переплетена с судьбами великих мыслителей, ученых, литераторов. Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Гвидо Гвиницелли, Чинно да Пистойя, Чекко д’Асколи, Салимбене да Парма, Колюччо Салютати, Энцо (Генрих Сардинский), Пико делла Мирандола, Леон Баттиста Альберти, Николай Коперник…Известный факт, уже начиная с двенадцатого века, в Болонском университете обучались иностранные студенты, что, конечно, свидетельствует и о гостеприимстве Болоньи.
Болонья гостеприимна благодаря чрезвычайно открытому характеру своих жителей и превосходна благодаря высокому уровню жизни и ещё многим другим составляющим. Один из главных и густонаселенных городов Италии наполнен искусствами и всем тем, что имеет отношение к жизни человека. В городе невероятно много красивых и вместе с тем очень удобных зданий.
У болонцев принято говорить «идут на площадь», это значит встретиться с друзьями в сердце города, на Пьяцца Маджоре (Большой Площади), наполненной архитектурными сокровищами эпохи Возрождения, дворцами с роскошными входами, приглашающими в чудесный мир живописных парадных лестниц, фантастически красивых интерьеров, великолепных внутренних двориков.
Палаццо д’Аккурсио (Палаццо Комунале), Палаццо дель Подеста, Палаццо Ре Энцо, Палаццо дель Банки, Палаццо Дей Нотай, Базилика ди Сан-Петронио, Ле дуэ Торри, Палаццо делла Мерканция, Базилика ди Санто Стефано, Базилика ди Сан-Доменико, Санта-Мария дей Серви, Фонтана дель Неттуно, Каттедраде метрополитана ди Сан-Пьетро (Кафедральный собор святого Петра).
Золотой век болонского искусства – 16-17 века. В этот период Болонья значилась обязательным местом в Гран Тур (в Большом Путешествии) художников и писателей, от Иоганна Генриха Фюссли до Иоганна Вольфганга фон Гёте и Стендаля. В восемнадцатом веке живописцы болонской школы Аннибале Карраччи, Гвидо Рении, Гверчино станут основателями культа классицизма, выступившего в роли антибарочного направления и имевшего счастливую судьбу во Франции и Англии.
Современная Болонья – важный транспортный узел Италии, известное место прохождения многих всемирных ярмарок, как пример Болонский автосалон, являющийся важным историческим событием. Блистательные шедевры художественных, архитектурных, урбанистических ансамблей, культура и искусство, гастрономия, знаменитая со средневековых времен, сердечность приема гостей снискали городу универсальную славу и почти каждый, знакомый с ним утверждает, что Болонья – истинное сокровище.