К большому счастью для всего человечества кто-то очень здравомыслящий назвал древний Берат «городом-музеем», статус, определяющий особую защиту государства, и спас его от горе-градостроителей, которые буквально взбесились в коммунистическую эпоху в Албании, снося прекрасные церкви и мечети ради реализации своих «чудо-проектов».
Берат, расположенный в трех часах поездки к югу от Тираны, живописном месте, где воды реки Осум «вырезали» в горе уютный уголок. Величественно возвышающийся на склоне горы, Берат имеет долгую и богатую историю.
Самые ранние поселения, что подтверждается археологическими находками, существовали в местности с 2600 года до нашей эры. Область являлась поселением древнегреческого племени дассареты. В конце четвертого века они попали в зависимость от Македонского царства, и с третьего века до нашей эры был известен как Антипатрея. Царь Кассандр назвал город в честь своего отца. Будучи под римским управлением со второго века до нашей эры город продолжал процветать. Название Берат возвращает к славянскому наименованию города Белиград – «белый город», данное ему болгарским царем Симеоном I, захватившем город в девятом веке.
Время было милостиво к городу, сохранив подаренные ему прекрасные оттоманские здания, церкви, мечети, мощенные булыжником мостовые и культовые чрезвычайно выразительные окна белых домов, благодаря которым Берат называют «городом тысячи окон» и лучше всего сохранившимся оттоманским городом. Сложенный из домов почти всех белого цвета на фоне чудных ландшафтов горы Томорр, кажется, что Берат создан самой природой, настолько он гармонично вписан в окружающую среду.
Над коллекцией бератских домов виднеются издали руины Кала – когда-то большой крепости, построенной в тринадцатом-четырнадцатом столетиях, но уже в 4 веке до нашей эры в этом месте с превосходными видами на город существовало укрепление. Это особая достопримечательность старого города. В той части, что сохранилась от крепости, находится много маленьких домов, в кривых переулках разные церкви, руины двух мечетей и османской казармы. Достойна обозрения и цистерна римского периода, имевшая применение до 19 века.
В пределах Кала в церкви святой Марии размещается иконографический музей Онуфри, в котором экспонируются прекрасные иконы выдающегося живописца шестнадцатого столетия Онуфри и работ других мастеров, обнаруженных в албанских церквях и монастырях.
Этнографический музей Берата, где можно видеть традиционную мебель, посуду и другие предметы домашнего быта, расположен в двухэтажном особняке в типичном для Берата стиле восемнадцатого века, принадлежащем в прошлом людям обеспеченным.
Ниже Кала находятся две окрестности, которые наряду с населенной крепостью составляют три современных района города.
К северу от реки – Мангалем, традиционно мусульманский район, чудо архитектурного замысла, даже по современным стандартам. Пирамидальной формы, он повторяет силуэт соседнего холма, на котором находится крепость. Когда Берат называют городом тысячи окон» можно убедиться, посмотрев на Мангалем, где все окна смотрят вниз на реку. Изящные узкие улочки следуют за очертаниями холма, позволяя широкие перспективы города и окружающей сельской местности.
Корика, обращенная к району Мангалем, к югу от реки, традиционно христианская область, имеющая собственное очарование. Другие области, окружающие Берат, создают ландшафт, напоминающий большой амфитеатр.
Белокаменный с семи арками мост Горика, первоначально построенный из дерева в 1780 году, был перестроен в камне в 1920-1930 годах. Каменный мост обладает внушительными размерами, почти 1.30 длиной, 5.3 метра шириной, на высоте десять метров над водой. В местной легенде рассказывается, что когда ещё был деревянный мост, в нём находилось что-то типа тюрьмы, куда заключали красивую девушку, дав ей умереть от голода. Таким вот образом было исполнено жертвоприношение духу реки, чтобы добиться его расположения и обеспечить безопасность места.
Вообще, область богата фольклором и многие географические ориентиры имеют свои легендарные истории. Так гора Томорр персонифицирована гигантом, соперничавшим со своим братом (соседняя гора Шпираг) за любовь к прекрасной молодой женщине. Оба они погибли, а девушка выплакала столько слез, что образовалась река Осум, сама она превратилась в большой холм, на котором построили крепость.