Непростой задачей в Камбодже является то, какой из более чем ста храмов кхмерского периода, кроме знаменитого архитектурного комплекса Ангкор, выбрать для исследования.
Недалеко от города Сисопхон (в 63 километрах к северу), но сравнительно далеко от проторенных туристами путей, находится Бантеай Чхма, огромный храм, построенный в то же время, что Ангкор Тхом (в период правления Джаявармана VII, конец 12 –начало 13 веков). Четвертый крупнейший храм после Преа-Кан (в Ангкоре), Ангкор-Тома и Ангкор-Вата.
Пожалуй, значительная часть очарования и интриги Бантеай Чхма и в том, что он находится вдалеке от проторенных туристических маршрутов и сравнительно немного написано о нем.
Вокруг Ангкора немало храмов, в названии которых присутствует слово «бантеай», что на кхмерском языке означает «большой», но Бантеай Чхма среди них словно забытый «родственник» Ангкора. Притом что Бантеай Чхма является одним из важных, он наименее осмысленных храмов.
Бантеай Чхма – действительно большая структура с немалым количеством пространства, чтобы бродить и исследовать её. Комплекс храма с его рвом, барай (бассейн) в окружении девственной природы, - без сомнения жизненная составляющая в культурном наследии Камбоджи, по этой причине Бантеай Чхма представлен на утверждение включения в список наследия ЮНЕСКО.
Как часть комплекса храма – девять спутников-храмов и помимо этого в девяти километрах к югу от главного храма находится Бантеай Торп, также заслуживающий внимания храм.
Считается, что Бантеай Чхма Джаяварман VII построил в память солдат, погибших, защищая его сына в сражении с тямами (вьетнамцами) в двенадцатом веке и тому подтверждением могут служить барельефы на стенах, изображающие сцены жестокой битвы. В пику своего расцвета Бантеай Чхма являлся крупным городом, окруженным рвом и высокой оборонительной стеной, но, кроме того, он являлся столицей и вполне способен был конкурировать с самим Ангкор-Ватом. Подобно храмовому комплексу Байон в столице Анкгор-Том, построенной Джаяварманом VII в 1177 году, храмы Бантеай Чхма также демонструют соблазнительные улыбчивые лики Авалокитешвара, барельефы со сценами из повседневной жизни.
Из-за близости с тайской границей и удаленности в самой Камбодже храм неоднократно подвергался грабежам. Так случилось и с барельефами Авалокитешвары. Всего их было восемь, но сейчас можно видеть только два. К счастью, тайская полиция задержала грабителей (в январе 1999) и возвратила Камбодже 117 блоков с барельефами, которые сейчас экспонируются в Национальном музее Пномпеня.
Руины Бантеай Чхма сегодня координационный центр коммуны Бантеай Чхма, созданной в 2007 году, как проект, направленный на обучение деревенского населения и использование туристического потенциала. Проводятся разные мероприятия. Проживание в традиционных кхмерских жилищах, ужин, устроенный у основания храма при освещении факелами, путешествие на повозке, запряженной волами по деревне. Прогулки на велосипедах к большому близлежащему озеру. Выступление исполнителей традиционной музыки, дегустация меда на деревенской пасеке, пикники. Наблюдение за традиционным укладом жизни, как шелкоткачество, посадка риса или сбор урожая и многое другое.
Но самым незабываемым моментом при посещении Бантеай Чхма являются даже не столько древние руины, а атмосфера - изолированная, тихая, умиротворяющая. Только представить, теплое утро, солнце, мерцающее в ясных синих небесах, слабый ветерок чуть колеблет воздух, в котором изящно порхают бабочки, птицы сладко щебечут. И никакого столпотворения, щелкающих камер, детей, настойчиво просящих купить открытки – спокойствие на уровне абсолютного блаженства.