Странный и неожиданный вид предстает перед глазами путешественника среди пустыни Атакама на севере Чили, находящейся на высоте 1 100 метров над уровнем моря, в 75 километрах от города Антофагаста.
Мано дель Десьерто – Рука Пустыни - похожая на конечность гигантского человека, вырастающая из песка. Это художественное произведение в местном масштабе известное как Рука Атакама, создано чилийским скульптором Марио Ираррасабалем в 1992 году и является третьим в серии «четырех рук», каждая из которых имеет свое символическое значение, но общий эффект, который они вызывают, непосредственно связан с землей и окружающей средой.
11 метров в высоту изготовлена из стали, бетона и стекловолокна.
Первая Рука «Монументо аль Ахогадо» (Памятник Утопленнику), скульптура из пяти пальцев руки, частично погруженных в песок, находится в Пунта-дель-Эсте, популярном курортном городе в Уругвае, на Плайя Брава, точнее в пляжном месте под названием Парада 4. Первоначально скульптор назвал творение «человек всплывает к Жизни». В разговорной речи он известен как «Лос Дедос» (Пальцы) и является своеобразным предупреждением для пловцов.
Скульптура была создана летом 1982 года. В течение того лета набережная превратилась в творческую мастерскую, когда художники из многих стран собрались, чтобы поучаствовать в 1-ой Международной Встрече Современной Скульптуры на Открытом Воздухе, правда, только «рука» Марио Ираррасабаля добилась такого признания. Сталкиваясь с естественными препятствиями, как юго-западный ветер и песок, Марио Ираррасабаль смог, тем не менее, закончить свою работу всего за неделю.
«Монументо аль Ахогадо» - символ Пунта-дель-Эсте и одна из самых известных достопримечательностей Уругвая. Следующая «рука» появилась в 1987 году в Мадриде, в парке Хуана Карлоса I. «Руку» в Венеции скульптор изготовил в 1995 году для 46-й Венецианской бьеннале.
Возникшая у Марио Ираррасабаля в конце семидесятых идея создать серию монолитных скульптур «Руки», была вдохновлена дольменами и менгирами Стоухенджа, архаическими моаи на острове Пасхи. Ища способ возродить магию этих конструкций, расшифровать загадку - устремленные в небо менгиры часто воспринимаются как нечто необъяснимое. Эти творения, по словам художника, могут быть поняты как «поэтические межевые столбы», благодаря ним человек сможет заново обнаружить известные ландшафты, независимо городские или природные.
Таким образом, серия «руки» может быть исследована с точки зрения экзистенциальной перспективы, через существо человека и предмета созерцания, дополнительно места, которое обеспечивает возможность взаимодействия между двумя организациями.
Как в конкретном случае «Рука» в Пунта-дель-Эсте. Связь между человеком и скульптурным объектом возникает в самопроизвольности. Человек наблюдает и признает изменения, происходящие в повседневном пространстве. Не просто море покрывает песок, есть и рука, которая словно ищет равновесие в своей неопределенной принадлежности в окружении (художник устанавливает скульптуру в летучую (временную) субстанцию – песок), чтобы утвердиться в качестве автономного субъекта в противоположность среде, содержащей многие объекты, включая человека.
Созданная в Мадриде «рука» находилась первоначально на одном из главных проспектов города, пешеходной улице, она как будто «играла» с прохожими. Люди куда-то спешащие, не замечающие ничего на своем пути, неожиданно наталкиваются на огромный палец, вдруг останавливаются в недоумении, вновь открывая для себя окружение.
Люди склонны видеть в «руках» уже не скульптуры или произведения искусства. Так, собираясь запечатлеть себя на фото рядом с «рукой», люди присаживаются на неё, а рядом организуются типа развлекательных площадок.