Крупнейший в мире музей Лувр имеет также свою долю в мире таинственных историй, как и многие старинные замки и дворцы. Долгая история, галереи, переполненные лучшими произведениями искусств, часто странными, будоражащими воображение. Так легенда о Бельфегоре, его называют одной из ипостасей могущественного демона Ваала, не равнодушного к Лувру и являющемуся в его длинных коридорах после наступления темноты, наиболее часто эксплуатировалась в романах и фильмах. В 1920-х годах Артур Бернед написал свой фантазийный триллер о таинственном образе. В марте 1965 года вся Франция застывала в ужасе у экранов телевизоров, смотря телевизионную версию «Бельфегора» Клода Барма.
В 2001 году дух Бельфегора вселился в обычную симпатичную девушку по имени Лиза в исполнении Софии Марсо в фильме «Бельфегор – призрак Лувра». Вечная легенда... как вечно Искусство, живущее в величайшем музее мира.
Лувр, расположенный на правом берегу Сены занимал господствующее положение в центре Парижа с конца двенадцатого столетия. История крупнейшего дворца в Европе неразрывно связана с историей Парижа. Первоначально построенный при короле Филиппе II Августе как замок с массивными башнями и укреплениями в 1190 году, для защиты Парижа от англо-норманнов, в то время как Филипп отправился в третий крестовый поход. Крепость Филиппа-Августа возвели в местности Люпара, этимология названия неизвестна, но согласно одной из версий оно происходит от латинского слова «люпус» (волк). Предположительно здесь обитало много волков.
В последующие годы, когда Париж расширялся, Лувр потерял свою защитную функцию. В 1364 году зодчий Раймонд Тампль начал преобразовывать старую крепость в великолепный ренессансный дворец, отвечающий вкусу и стилю своего времени, который Карл V Мудрый решил сделать своим местопребыванием, Статус дворца Лувр сохранял до Людовика XIV.
Современные тому периоду миниатюры изображают причудливые детали, украшавшие крыши нового здания. Величественная винтовая лестница вела к верхним этажам и увеселительному саду, созданному в северном конце. Роскошные интерьеры, обшитые панелями, украшали скульптуры, гобелены.
Карл V – большой любитель искусств перенес в Лувр также большую часть своей библиотеки. Согласно данным инвентаризации 1373 года она включала не менее девятисот манускриптов, разделенных на три секции – одна составляла правительственные договора, вторая посвящалась романам, а третья – религиозным трудам. Вторая часть библиотеки Карла находилась в королевской резиденции в Венсене.
После возвращения из испанского плена Франциск I велел отреставрировать заброшенный и разрушенный в период Столетней войны дворец Карла во французском стиле эпохи Возрождения.
В 1547 году архитектор Пьер Леско создал первый фасад Лувра в стиле ренессанса, стройный, гармоничный, с отчетливым делением на этажи, сдвоенными колоннами и проработанным карнизом. Лувр по отношению к другой светской архитектуре того времени знаменовал окончательный отказ от готики, обращаясь к классическим формам Ренессанса. Во французской версии архитектура характеризовалась насыщением фасада скульптурой. Рельефы на фасаде Леско создавал скульптор Жан Гужон, творческому стилю которого была присуща жизнерадостность, праздничность эпохи Возрождения, ими органично были проникнуты мотивы античной скульптуры. В настоящее время рельефы Жана Гужона можно видеть в экспозиции Лувра.
Франциск был тем, кто положил начало роскошному и богатейшему собранию шедевров Лувра, среди его приобретений знаменитая «Мона Лиза» Леонардо да Винчи.
Каждый король до Людовика XIV в последующие времена благоустраивал и украшал королевский дворец, Людовик XIV предпочел Версаль в качестве основного места жительства в 1682 году. В этот период Лувр соединили с соседним дворцом Тюильри. В 1791 году Национальное собрание Франции постановило декретом, что Лувр и Тюильри вместе будут представлять национальный дворец, кроме королевского места жительства, в нём будут собраны все памятники искусств и наук. Лувр открыл свои двери для широкой публики 10 августа 793 года.
Строительство дворца Тюильри велось с 1564 году под неусыпным надзором Екатерины Медичи. В последующие века он расширялся (имел огромный фасад, 266 м) и являлся резиденцией многих монархов и императоров - Генриха IV, Людовика XIV, Людовика XV, Людовика XVI, Людовиком XVIII, Наполеона I, Наполеона III. Но во время событий 1871 года, Парижской коммуны, он почти полностью сгорел (сохранились только павильон Флоры и павильон Марсан), руины демонтировали в 1883 году.
Произведения в открывшемся музее были главным образом из коллекций королевской семьи и аристократов, бежавших за границу. Они выставлялись в Салоне Карре и Великой Галерее, в то время как другие структуры использовались для правительственных учреждений.
Через торговые соглашения, посредством завоеваний во времена Наполеона, Франция приобрела великое множество предметов старины, произведений искусства, включая коллекции из Ватикана и Венецианской республики. Все они вошли в коллекции недавно созданного музея, названного Музеем Наполеона в 1803 году. Бюст императора работы итальянского скульптора Лоренцо Бартолини стоял у входа в музей. После поражения Наполеона музейное собрание несколько уменьшилось из-за реституций, но Лувр продолжал оставаться общественным музеем и расширялся.
В период Реставрации Бурбонов Людовик XVIII и Карл X прибавили к музейным коллекциям 135 художественных произведений, в это же время с 1814 до 1830 годов был основан египетский отдел. Куратором отдела египетских древностей назначили Жан-Франсуа Шампольона, основателя египтологии.
Новое правительство французской Второй республики ассигновало два миллиона франков на ремонтные работы, заказав завершение Галереи Аполлона, Салона Карре и Великой Галереи. В 1861 году Луис-Наполеон Бонапарт приобрел 11,835 объектов культуры, включая 641 произведения из коллекции Кампана.
Джанпьетро Кампана, человек интересной и в определенной степени сложной судьбы, он собрал одну из крупнейших коллекций в девятнадцатом веке греческой и римской скульптуры и предметов антиквариата, но волей обстоятельств лишился всего. Конфискованная Папской областью, она была продана музеям мира, приобрел произведения и Эрмитаж в Санкт-Петербурге, причем Степану Гедеонову, первому директору Императорского Эрмитажа, позволили выбрать многие работы до аукциона. Кампана коллекционировал произведения ранних итальянских художников, так называемых примитивистов 14-15 веков. Особой страстью для него являлась итальянская майолика 15-16 веков.
Наполеон III дал ему титул маркиза ди Кавелли после женитьбы Кампана на женщине, имевшей родственные связи с семьей принца.
В годы Второй французской Империи (1852-1870) экономика страны росла и к 1870 году музей прибавил к своим коллекциям более 20 000 новых художественных объектов. Были реконструированы Павильон Флоры и Великая Галерея. В мае 1871 года, в разрешительное время Парижской коммуны, когда армия готовилась отбить город, коммунары поспешили уничтожить Отель-де-Виль (ратушу), Счетную палату и дворец Тюильри символы монархии. Огонь не только распотрошил здание дворца, он угрожал самому Лувру.
Пожар в Тюильри отметил рождение современного Лувра. Дворец прекратил быть королевской резиденцией и стал посвященным только культуре и искусствам. Постепенно, музей стал собирать весь современный обширный комплекс зданий.