Жизнь Поля Гогена можно разделить на два знаковых периода. Проживание с Винсентом Ван Гогом и годы жизни, проведенные на Таити и Маркизовых островах. Стиль Гогена развивался от импрессионизма через клуазонизм (особая манера письма, разработанная Эмилем Бернаром и Луи Анкетеном, ставшая основанием живописного «синтетического» символизма) к очень индивидуальному бренду символизма, стремившегося в пределах традиции Пьера Сесиля, Пюви де Шаванна объединить и противопоставить идеализированное видение примитивной полинезийской культуры со скептическим пессимизмом, характерным для образованного европейца.
В письме от 1892 года Гоген пишет жене: «Я великий художник и я знаю это». То же самое он говорил друзьям, торговцам искусством, общественности, описывая свои работы как самое лучшее из того, что было создано в современный Гогену период. И в свете истории современного искусства его заявления нашли подтверждения.
Живописец, скульптор, гравер, гончар Гоген сегодня признан бесспорным лидером постимпрессионизма и основоположником модернизма. Кроме того, Гоген был великолепным рассказчиком, хотя только некоторые из его рассказов имеют реальный сюжет, остальные в большей степени фальсификации. И в живописи роскошные таитянские шедевры, отражающие экзотический рай, как правило, воображаемые.
Сказочные истории, придуманные Гогеном, предназначались для того, чтобы рекламировать себя, свое искусство, показать себя успешным человеком, чего не было на самом деле, ведь картины Гогена продавались очень плохо.
Гоген придумал себя. Окружив свою персону собственным мифом, он верил, что наделен гениальностью и величием. Главная цель жизни Гогена прославиться, для чего он весьма причудливо одевался, сам писал хвалебные отклики на свои произведения, проявлял повышенный интерес к прессе, с огромным удовольствием раздавал свои фотографии поклонникам своего творчества. Часто пил, а когда выпивал был очень неадекватным, даже буйным. Возможно, следствием всего этого явился разрыв Гогена с реальным миром. Он покинул парижское общество и предпринял путешествие по экзотическим местам – Бретань, Мартиника, остров Таити и, наконец, Маркизовы острова во Французской Полинезии.
Колоритные краски, выравнивание перспективы, упрощенные формы, открытие так называемого примитивного искусства заставило многих исследователей приписать влияние Гогена на фовизм, кубизм, сюрреализм.
Сильная индивидуальность Гогена заработала ему славу художника- бунтаря. Он заимствовал для своих творений элементы французской символики, поэзии, английской философии, Библии, морских легенд народов Полинезии и Океании. Иначе говоря, в своих работах он синтезировал многие культуры.
«В окружении таинственного» (Soyez mysterieuses)-барельеф, вырезанный на дереве, изображающий купальщиц. И без того, что произведения Гогена наполнены загадками, он намеренно наделял их странными названиями. Название других произведений были на таитянском языке.
Но даже в самых ранних работах Гоген вставлял какой-нибудь объект, как пивная кружка непонятной формы на прекрасном портере «Спящего Кловиса» (сын Гогена).
В «Потере Девственности» лапа лисы опирается на обнаженную женскую грудь спящей девушки на фоне пейзажа Бретани. Вероятно лиса и есть сам Гоген. На картине модель - парижская швея, которая имела ребенка от Гогена - дочь Джермейн. Лиса - животное, которое художник называл индийским символом порочности.
На одну восьмую перуанец, потомок парижских буржуа, себя Гоген именовал «цивилизованным дикарем».
Первый дилер Гогена Тео Ван Гог предположил, что работу было сложно продать, поскольку «мировоззрение Гогена было наполовину как у инки, наполовину европейское, суеверное и продвинутое во многих идеях». Действительно Гоген стремился достигнуть «примитивного» выражения духовного и эмоционального состояния.
Обнаружив, что много традиционных ритуалов и богов исчезли в таитянской культуре, он начал творить собственные легенды. Вернувшись в Париж, Гоген создал одну из самых загадочных керамических скульптур - гротескная женская обнаженная фигура с глазами навыкате, стоит на извивающемся или уже мертвом волке и сжимает (душит) маленького волчонка в руках.
Овири (Oviri, на таитянском Дикарь), богиня Овири, таитянское божество смерти. Для себя Гоген тоже часто использовал эпитет Овири, а скульптуру назвал – «Убийца» (La tueuse). Овири, душащая волчонка, символизирует её яростную мощь и безразличие природы, а согласно некоторым искусствоведам волк под ногами Овири сам Гоген. Скульптура выражает глубокое разочарование Гогена в жизни. Он считал работу шедевром и хотел, чтобы её установили на его могиле.
Жизнь Гогена интересна и без какой-либо мифологической ауры. Эжен Анри Поль Гоген родился 7 июня 1848 года в Париже в семье Кловиса Гоген, политического журналиста, и Алины Марии Чазэл, дочери известной феминистки из богатой перуанской семьи. Когда Полю исполнился год, семья решила покинуть Францию, после неудавшегося антимонархического переворота. В Перу Кловис намеревался начать печатать газету. Но он умер во время путешествия в Лиму, Алина, Поль и сестра Поля Мари, в Лиме оказались на попечении дяди Алины. Через пять лет семья вернулась во Францию и поселилась в Орлеане с дедом Поля. В возрасте 17 лет Гоген уходит служить на торговый флот, затем французский военный.
Моя жизнь всегда была «беспокойной и нервной», писал Гоген в автобиографии «До и После» (Avant et Apres), изданной после смерти. Когда мать Гогена в 1867 году умерла, её близкий друг Гюстав Ароза, финансист и коллекционер произведений искусства, стал опекуном Гогена. Он пристроил его к биржевому маклеру посредником и предпринял меры, чтобы Гоген познакомился и женился на датчанке Мэтт-Софи Гад в 1873 году.
Гоген был окружен людьми, многие из которых мечтали стать художниками, включая Клода-Эмиля Шуффенекера. Он останется другом Гогена, когда другие отвернуться от художника, утомленные выходками Гогена. Они посещали вместе художественные выставки, покупали картины французских художников, японские гравюры, сами рисовали. Несмотря на то, что Гоген был только воскресным живописцем, в Парижском Салоне в 1876 году приняли его пейзаж.
Через шесть лет, когда Гоген потерял работу в связи с крахом фондовой биржи в 1882 году, он посвящал живописи целые дни, даже притом, что необходимо было обеспечивать семью – жену и четверо детей. «Никто не подталкивал его на мысль заняться живописью», - рассказывала Мэтт одному из биографов мужа. «Он рисовал, потому что не мог иначе».
Чтобы сэкономить деньги для семьи, которая в конечном итоге состояла из пяти детей, семья переехала в дом родителей Мэтт в Копенгагене. Гоген говорил о себе, что в тот момент он «был мучим своим искусством» и смог прожить с родственниками со стороны жены только полгода, в июне 1885 года вместе с сыном Кловисом Гоген вернулся в Париж. Кловиса он отдал на попеченье сестры Мари. Больше Гоген не возвращался к жене и детям.