Несмотря на неистовый антиклерикализм, Гоген не смог полностью встряхнуть с себя католическое наследие.
Почтительный «Желтый Христос» был написан после того, как Гоген узнал в 1889 году, что его картины в Париже не пользуются спросом. Пытаясь выразить свои переживания, он пишет картину на тему Страстей Христовых. Голова Христа – автопортрет Гогена, как и на других полотнах, написанных художником в том же году. Желтое распятие напоминает раскрашенную деревянную статую 17 века, установленную в часовне Тремало на окраине Понт-Авена. А бретонки, сидящие вблизи, почти копии с «Видения после проповеди».
Надо заметить, что «Желтый Христос» поразил многих друзей художника, а Октав Мирбо назвал произведение «тревожной и острой смесью варварской пышности, католической литургии, индийской медитации, готического вымысла и тонкого символизма».
В 1891 году Гоген пишет «Аве, Мария» (Иа Орана Мариа), на картине таитянская женщина держит ребенка, их головы окружены сияющим нимбом, что идентифицирует образы как Деву Марию и Христа. Правда подобная поза (ребенок на плече у матери) нигде в западной живописи и иконографии не встречается. Фигура с желтыми крыльями - ангел, но, скрывая его за ветвями цветущего дерева, Гоген сохраняет атмосферу таинственности, характерную для всей картины. Две центральные фигуры заимствованы с фриза храма Боробудур (фотографии храма Гоген видел на Всемирной выставке).
В архивах Гогена были работы, которые имели для него большое значение. Фотографии египетских гробниц, шедевров эпохи Возрождения, аукционный каталог 1978 года, коллекции покровителя Гогена Гюстава Арозы с работами Камиля Коро, Гюстава Курбе, Эжена Делакруа. Как и многие современные художники, среди них Джефф Кунс, Ричард Прайс и Синди Шерман, Гоген спокойно заимствовал многие элементы живописи и не маскировал свои заимствования.
На стене бамбуковой хижины Гогена вывесил копию скандальной картины Эдуарда Мане «Олимпия», бесстыдно обнаженной девушки с цветком в волосах. «Дух мертвых не дремлет» (Манао Тупапау) – очевидная имитация «Олимпии», хотя Техура лежит на животе, служанку/негритянку заменяет черная женщина в капюшоне.
История полотна следующая; однажды Гоген отправился в Папеэте и задержался там допоздна. В светильнике закончилось масло, но Техура продолжала лежать и ждать в темноте. Она была действительно встревожена, но не духом, охраняющим мертвых. Техуру беспокоили подозрения относительно того, не навещал ли Гоген проституток. Хотя интриган Гоген объяснял картину по-другому. Когда он зажег спичку, то напугал Техуру, пробудив ото сна, она смотрела так, как будто увидела незнакомца. Европейка чувствует себя испуганной, если её нечаянно застанут в обнаженном виде, причина страха туземцев в том, что они живут в постоянном страхе перед Тупапау. Рассказ не убедил шведскую Академию Искусств, картину сочли неприличной и Гогена удалили с выставки (в 1898 году).
Два года на острове Таити были плодотворными – более 80 картин, много рисунков, скульптуры из дерева. Денег у Гогена почти не прибавилось, и он решает вернуться во Францию. В Марселе Гоген был в августе 1893 года всего с четырьмя франками. Благодаря помощи друзей он организовал выставку работ таитянского периода. Прием был неоднозначный, но Октав Мирбо поразился «уникальной способности Гогена прочувствовать и передать любопытную душу туземного народа, его таинственное и ужасное прошлое, странную солнечную чувственность». Дега, на пике своего успеха и влияния, приобрел несколько картин Гогена.
Гоген превратил свою студию в Монпарнасе в эклектичный салон для художников, музыкантов, поэтов. Сам, принимая гостей, надевал синее пальто, феску из каракуля, брал в руки трость ручной работы из тростника и усиливал экзотичное появление тем, что заходил под руку с яванкой подросткового возраста Анной и её любимой обезьяной.
Анна сопровождала его в Понт-Авен, где Гоген хотел провести лето 1894 года. Но вместо того, чтобы наслаждаться живописными пейзажами Бретани, Гоген перессорился с бретонскими моряками, которых выбрала Анна, оставив Гогена со сломанной ногой. Анна вернулась в Париж, когда он уже выздоравливал, но для того, чтобы ограбить квартиру Гогена. Это положило конец отношениям любовников, продолжавшимся несколько месяцев.
Феминистки назвали бы поступок Анны правильным и являющимся следствием того, как Гоген долгое время поступал с женщинами. Он оставил жену и пятерых детей, постоянно искал для своих сексуальных утех несовершеннолетних любовниц, вел жизнь гедониста, это закончилось тем, что он заразился сифилисом и умер от остановки сердца.
Но вместе с тем он тосковал по детям и постоянно выражал сожаление о своем неудавшемся браке.
Жизнь Гогена – история восстания, беспокойных и постоянных поисков, бескомпромиссной страсти. Все элементы объединились в его произведениях.
Живопись Гогена – это жажда свободы, любовь и ревность, мощь, страх и смерть, Бог и Дьявол. Она волнует, заставляет задуматься.
Но Гоген не ограничивался только живописью, он никогда не предавался праздности. Резьба по дереву, глиняная посуда, скульптура, графика, даже публикации - сфера его интересов.
Кроме того, Гоген создал гораздо больше интересных женских образов, чем другие художники вместе взятые, у которых героини - либо обольстительные роковые красавицы, либо источники добродетели и духовной энергии. Именно загадочные таитянки Гогена стали символом современного искусства.