Свои последние дни Гоген провел в суетной борьбе с колониальными властями. В туземном наряде с босыми ногами он доказывал в суде, что он не будет платить налоги.
В сентябре 1901 года Гоген переселился на Маркизовы острова, на остров Хива Оа, чтобы найти «нецивилизованную среду и полное одиночество, которые вдохновят воображение и приведут к кульминационному выражению моего гения». «Любите и будьте счастливы» (Soyez amoureuses vous serez heureuses) - тщательно продуманные резные фигуры на панелях, идентифицирующие последнее место проживания Гогена. Гоген этим произведением как бы предлагает всем женщинам полное освобождение.
Здоровье Гогена ухудшалось, и он решил вернуться в Европу. Его друг Даниэль де Монфреид говорил, что возвращение в Париж подвергнет сомнению растущую на тот момент популярность художника.
«В настоящее время вы легендарный, экстраординарный художник, посылающий из глубин Океании неподражаемые, категоричные, приводящие в замешательство произведения Великого человека, который исчез на краю земли».

В том же году в Париже состоялась небольшая ретроспективная выставка работ художника. В 1906 году прошла большая выставка, на которой показали 227 произведений Гогена. Выставка оказала неизгладимое впечатление на Пабло Пикассо и Анри Матисса.
Имя Гогена стало известно всему миру.
Большую часть из последних двенадцати лет своей жизни Поль Гоген провел во Французской Полинезии. Первый раз он пробыл на Таити с 1891 по 1893 год. Умер Поль Гоген на Хива-Оа.
В то время как большинство произведений Гогена в настоящее время находится в лучших музеях Европы и Северной Америки, в частных коллекциях, история его жизни лучшим образом представлена на двух культурных площадках – музей Поля Гогена на Таити и культурный центр Гогена в посёлке Атуона на Хава-оа.

Музей Гогена и Культурный центр Гогена - совершенно особого рода места (тем более по сравнению с классическими музеями), воплощающие подлинный жизненный и творческий опыт Гогена.

Музей, открытый в 1964 году, задумывался как «Мемориал восхищения и благоговения» (Гогеном). Он состоит из нескольких зданий, соединенных между собой крытыми переходами. Архитектурно представляет объединение пан – азиатского и меланезийского стилей.

Посещение музея Гогена – интригующее путешествие. Комплекс зданий расположен вдоль лагуны с захватывающим дух видом на западное побережье Таити Ити (малый Таити), соединенном с Таити – Нуи (большой Таити) узким перешейком, рядом с ботаническим садом.

Экскурсанты проходят через залы, от здания к зданию, словно путешествуя по жизни Гогена. Направление движение хорошо структурировано, в первом зале оно начинается с карты «Путешествие Гогена» - эффективный способ ориентировать зрителя по жизни и творчеству Гогена.


Музей имеет разные входы с ботаническим садом и парком на пляже.
Не все экспозиции могут показаться понятными для случайного посетителя, что зависит от тактики музея. Как, например, таблички над экспонатами написаны на двух языках (французском и английском), но не всегда, есть пояснения только на одном из языков (французском или английском) или не с верным переводом. Некоторые объекты не имеют прямого отношения к Гогену, а выставлены в рамках общей программы иллюстрации исторической эпохи. В музее нет гидов, которые могли бы обстоятельно провести посетителей через выставочные залы, поэтому без широкого априорного знания Гогена придется несколько сложно.
