Свои последние дни Гоген провел в суетной борьбе с колониальными властями. В туземном наряде с босыми ногами он доказывал в суде, что он не будет платить налоги.
В сентябре 1901 года Гоген переселился на Маркизовы острова, на остров Хива Оа, чтобы найти «нецивилизованную среду и полное одиночество, которые вдохновят воображение и приведут к кульминационному выражению моего гения». «Любите и будьте счастливы» (Soyez amoureuses vous serez heureuses) - тщательно продуманные резные фигуры на панелях, идентифицирующие последнее место проживания Гогена. Гоген этим произведением как бы предлагает всем женщинам полное освобождение.
Здоровье Гогена ухудшалось, и он решил вернуться в Европу. Его друг Даниэль де Монфреид говорил, что возвращение в Париж подвергнет сомнению растущую на тот момент популярность художника.
«В настоящее время вы легендарный, экстраординарный художник, посылающий из глубин Океании неподражаемые, категоричные, приводящие в замешательство произведения Великого человека, который исчез на краю земли».
Больной и практически нищий Гоген умер 8 мая 1903 года в возрасте 54 лет и был похоронен на Маркизовых островах. Когда тело стремительно опустили в могилу, в душной тропической атмосфере оно уже гнило и воняло. Местный священник после смерти сказал о Гогене, что он был непристойным человеком, врагом Бога и всего святого.
В том же году в Париже состоялась небольшая ретроспективная выставка работ художника. В 1906 году прошла большая выставка, на которой показали 227 произведений Гогена. Выставка оказала неизгладимое впечатление на Пабло Пикассо и Анри Матисса.
Имя Гогена стало известно всему миру.
Большую часть из последних двенадцати лет своей жизни Поль Гоген провел во Французской Полинезии. Первый раз он пробыл на Таити с 1891 по 1893 год. Умер Поль Гоген на Хива-Оа.
В то время как большинство произведений Гогена в настоящее время находится в лучших музеях Европы и Северной Америки, в частных коллекциях, история его жизни лучшим образом представлена на двух культурных площадках – музей Поля Гогена на Таити и культурный центр Гогена в посёлке Атуона на Хава-оа.
В отличие от западных музеев, владеющих оригинальными работами Поля Гогена, признанных сегодня повсеместно шедеврами, как следствие тщательно сохраняемых и охраняемых, там нет обширных коллекций подлинных произведений Гогена, главное - подчеркивается значение Места над материальной ценностью отдельных объектов.
Музей Гогена и Культурный центр Гогена - совершенно особого рода места (тем более по сравнению с классическими музеями), воплощающие подлинный жизненный и творческий опыт Гогена.
Музей Гогена, хотя и находится на главном острове Французской Полинезии, относительно изолирован. Он расположен на южном побережье острова, в районе Папеари, недалеко от района Матаиеа, где Гоген, сняв хижину у туземца, прожил с сентября 1891 по июнь 1893 года.
Музей, открытый в 1964 году, задумывался как «Мемориал восхищения и благоговения» (Гогеном). Он состоит из нескольких зданий, соединенных между собой крытыми переходами. Архитектурно представляет объединение пан – азиатского и меланезийского стилей.
В собрании музея большой ассортимент объектов: несколько цветных фотокопий, выполненных на пенопласте, исторические предметы, среди которых шляпа и бретонский менгир.
Посещение музея Гогена – интригующее путешествие. Комплекс зданий расположен вдоль лагуны с захватывающим дух видом на западное побережье Таити Ити (малый Таити), соединенном с Таити – Нуи (большой Таити) узким перешейком, рядом с ботаническим садом.
Внеся символическую плату за вход, посетители имеют возможность посетить скромный книжный магазин, походить среди зданий, в которых размещается музей. Экспонаты в выставочных залах организованы в хронологическом порядке и по темам: документы, фотографии, репродукции, скульптуры, гравюры, эскизы, гуаши. В собрании музея имеются изображения Таити и Муреа художницы и путешественницы Констанции Гордон-Камминг (оригинальные работы).
Экскурсанты проходят через залы, от здания к зданию, словно путешествуя по жизни Гогена. Направление движение хорошо структурировано, в первом зале оно начинается с карты «Путешествие Гогена» - эффективный способ ориентировать зрителя по жизни и творчеству Гогена.
В первом здании музея есть диорамы с иллюстративными объектами, освещающими детство Гогена в Перу, дальнейшую жизнь во Франции. Экспозиции в других близлежащих зданиях сосредоточены на жизни Гогена на Таити и Маркизских островах, представлены отлично сделанные репродукции с резных наружных панелей его жилища на Маркизах (оригиналы находятся в музее Орсэ), небольшая макетная модель самого дома. В завершающем здании находятся фотографии репродукций картин из разных музеев и частных коллекций – основная цель этой экспозиции седлать акцент на невероятную популярность Гогена, распространение его творчества по всему миру.
Дополнительно к зданиям с выставочными залами в комплекс входит небольшая библиотека и рынок кустарных изделий, где можно купить парео, расписанные вручную, ювелирные изделий из раковин, репродукции картин Поля Гогена, Констанции Гордон –Камминг, картины местных художников.
Музей имеет разные входы с ботаническим садом и парком на пляже.
Не все экспозиции могут показаться понятными для случайного посетителя, что зависит от тактики музея. Как, например, таблички над экспонатами написаны на двух языках (французском и английском), но не всегда, есть пояснения только на одном из языков (французском или английском) или не с верным переводом. Некоторые объекты не имеют прямого отношения к Гогену, а выставлены в рамках общей программы иллюстрации исторической эпохи. В музее нет гидов, которые могли бы обстоятельно провести посетителей через выставочные залы, поэтому без широкого априорного знания Гогена придется несколько сложно.
Большой интерес в музее вызывают три Тики – каменные статуи антропоморфных богов или обожествленных предков - с Равиваваэ, острова, расположенного к югу от Таити (хорошо известного каменными статуями Тики).