Когда Гюстава Курбе, выдающегося французского живописца-реалиста, попросили написать ангела для церкви, он ответил, что никогда не видел ангелов, но сделает это при условии, если ему покажут ангела. Леонардо, Рафаэль, Тьеполо, Делакруа вероятно тоже не видели ангелов воочию, но не будь их живописных ангелов, наверное, мировое искусство многое бы потеряло.
В Японии и Китае ангелов, которых не видели, но рисовали художники, можно сравнить со львами. Японские и китайские художники рисовали львов, притом, что в Китае и Японии львы не водятся, да и ни какой физической модели для наглядности они не имели, только благодаря путешественникам, которые привозили истории об индийских львах, ведь лев буддистский символ силы, защитник Дхармы.
Сиси (дзиси) переводится как лев, но слово обращается и к оленю и к собаке. Животное, обладающее волшебными возможностями и способное противостоять злым силам. Пара сиси традиционно стоит на страже по обеим сторонам ворот буддистских храмов и синтоистских святынь, хотя храмы все же чаще охраняют два Нио. Но сиси так же как Нио всегда парные, один с открытой пастью, другой с закрытой пастью. Они произносят два звука – первый и последний, как альфа и омега, -начало и конец, рождение и смерть, все возможные варианты (от начала до конца) в космическом акте существования. Часто сиси держит лапу на священном буддистском объекте, Тама, который способен исполнять желания.
Сиси-май или танец льва типичен для синтоистских фестивалей, особенно на Новый год, когда исполнители обходят дома по соседству, чтобы исполнить танец, символизирующий противостояние злым силам и болезням (в обмен на приятные подношения). Сиси-гасира или голова льва – не только тот атрибут, который носят исполнители, его очень часто кладут возле новорожденного мальчика, в надежде, что сила и мощь льва защитит малыша от злых сил и неудач в будущей жизни (как благословение). В Японии немало мастеров, которые продолжают изготавливать сиси-гасира, чрезвычайно востребованный амулет. Сиси-гасира имеет разные формы, некоторые с рожками, другие больше похожи на собаку, оленя.
Танец, скорее всего, появился в Японии перед восьмым веком вследствие частых отношений с Китаем (в эпоху династии Тан). Сиси-май широко распространились по Японии, и как форма фестивального развлечения, и как способ противостоять злым силам, помолиться за мир, хороший урожай, прекрасное здоровье. Считается, что в Японии известно не менее 9 000 различных форм танца.
Основные термины для Сиси - кага-сиси или кара-сиси (китайский лев). Мифическое животное, объединившее в себе элементы кага-сиси и кома-ину. Согласно одной известной теории сиси происходит от китайской собаки фу. Кома-ину (корейская собака), иногда с рожком на голове. Как правило, кома-ину находится направо от ворот храма или святыни (кома – японское слово для королевства Когурё). Правда, в художественных работах, начиная с периода Эдо, рожок давно исчез и в современные времена используется термин кома-ину, описывая левособак с открытой и закрытой пастью
Сяккё - легендарный каменный мост, расположенный в Китае, на горе Сёрёдзэн (в провинции Шаньси) над безграничной пропастью (30 м в длину и 30 см в ширину).
Сяккё моногатари – название известной драмы Но, в неё рассказывается история одного японского аристократа, по имени Оэ но Садамото, отказавшегося от прелестей мирской жизни. Он становится монахом Дзякусё и странствует по местам, связанным с Буддой в Индии и Китае. Оэ но Садамото отправляется в Китай, чтобы найти могилу Мондзю Босацу, ученика Будды, находящейся на самой вершине горы. Перед ним появляется мальчик-лесоруб и говорит, что земля за мостом – Чистая Земля, принадлежащая Мондзю Босацу (Бодхисатва Манджушри). Пересечь мост людям, которые обуреваемы земными страстями, практически непосильная задача (символ аскетического учения в буддизме). Мальчик предсказывает монаху, что он увидит чудо и затем исчезает. На другой стороне моста монаха ожидают львы (или один лев), посыльные бодхисатвы. Лев играет с прекрасными, благоухающими цветками пиона. После танца лев (или львы) возвращаются в исходное положение – как защитники бодхисатвы.
Сяккё - кирино (или заключительная часть в драме Но) в которой представлен танец льва считается сложной частью для исполнителя, требующей специальных выразительных навыков. По этой причине Сяккё классифицируют как хираки-моно, своего рода обряд посвящения в мире Но, он демонстрирует что исполнитель достиг определенного уровня в обучении мастерству Но. Очень часто сяккё-кирино исполняется для удовольствия почетных гостей из-за границы.Сяккё исполняют и в Кабуки. Лев неизменно связан с пионом, символизирующим отдых льва и бабочками, которые раздражают льва и пробуждают его гнев.