Прежде чем стать домом блистательного двора оттоманских султанов, Стамбул, как известно, был Константинополем, столь же блистательной Византийской империи. Главным городом Византии являлся Византий, расположенный на берегу Босфора. Он стал центром основанного императором Константином Нового Рима или, как позднее он стал известен, города Константинополь.
В отличие от Западной Римской империи в Византийской империи (или Восточной Римской империи) господствующим был греческий язык, также византийские императоры придерживались ортодоксального христианства, а не католичества. Таким образом, очень скоро у Восточной Римской империи и Западной Римской империи сложно было предположить общую родословную. Это было сильное государство, просуществовавшее после падения Западной Римской империи почти тысячу лет, распространявшее своё влияние через Анатолию, даже притом, что трудности территориального характера возникали постоянно, особенно беспокоили арабы, имевшие оплот в Саудовской пустыне и также стремившиеся продвинуться к Малой Азии.
В 1071 году случилась Битва при Манцикерте, на территории Византии, ставшая решающим сражением в завоевании турками-сельджуками земель в Малой Азии. Император Роман IV Диогена был пленен мусульманами и откупился только за счет своих земель, в их числе и Каппадокией. Но самый большой удар по власти византийских императоров был нанесен в 1204 году, когда крестоносцы взяли Константинополь, разрушив множество памятников культуры и искусства, и вынудив византийского императора бежать. В Трапезунде (Трабзон) и Никее (Изник) были созданы два конкурирующих императорских дома. В 1261 году Михаил VIII Палеолог, император Никейской империи, захватил Константинополь и восстановил его как византийскую столицу. А Никея, потеряв своё столичное значение, в 1330 году была завоевана турками-османами.
Тринадцатый и четырнадцатый века испытали Ренессанс в культуре и художествах, так называемое Палеологовское возрождение, но османы не собирались сдаваться и всё больше претендовали на Византию. В 1453 году Константинополь был захвачен Мехмедом II. Последний византийский император Константин XI погиб, сражаясь на городских стенах. Византийская империя перестала существовать.
Безусловно, самые прекрасные византийские памятники находятся в Стамбуле, среди которых известные во всём мире - Музей Айя-София (Софийский собор), музей Карие (монастырь Хора), Музей Мозаик Большого Дворца. Но немало внушительных напоминаний великой эпохи в Трабзоне и Изнике. В самом сердце Анатолии пещерные церкви и подземные города Каппадокии, напоминающей о той части Византии, которая оказывалась на боевой линии.
Великие Комнины, династия, правившая в Трапезундской империи, греческом государстве, украсили города прекраснейшими памятниками византийского искусства, некоторые сохранились до наших дней. Самой заметной является Храм Святой Софии, сейчас музей Айя-София, выдающийся памятник, построенный во времена правления Мануила I Великого Комнина между 1268 и 1263 годами. Красочные фрески Айя-Софии потрясают абсолютно. Они были полностью восстановлены во второй половине двадцатого века (1958-1964) с помощью специалистов из Эдинбургского университета под руководством виднейшего эксперта по византийскому искусству Дэвида Тэлбота Райса.
Храм Святой Софии расположен достаточно далеко от центра города, на западной окраине. Можно взять такси, чтобы добраться до места и лучше всего сделать это в ранние утренние часы, чтобы по дороге наслаждаться мирной природой и сказочно красивым восходом солнца над Чёрным морем.
Величавость архитектурного памятника невозможно не признать, ведь он и задумывался как конкурент грандиозному собору Святой Софии в византийской столице. Яркий, смелый, очень оригинальный дизайн собора со сложными резными фигурами на фасаде здания отражает влияние не только сельджукской, но армянской и грузинской архитектурных традиций, распространенных на востоке и в конечном счету сильно повилявших на всю поздневизантийскую, в том числе и русскую, церковную архитектуру. Трапезундская империя процветала благодаря удобному местоположению на торговом маршруте Великого шелкового пути. Сюда приходили высокопрофессиональные ремесленники, как с востока, так и с запада.
Около 55 фресок, относящихся к 1260 годам, - ярчайшая коллекция византийского искусства и редко где ещё в мире можно увидеть подобное. Как и архитектура самого храма, художественные работы представляют отход от строгих художественных канонов раннего периода, знаменую эпоху Ренессанса в византийском искусстве. На левой (северной) стене апсиды изображена сцена «Христос на берегу Тивериадского озера»; лица каждого персонажа выписаны настолько реалистично, что даже сложно поверить в то, что это действительно византийское искусство. Гармоничность и динамичность композиции достойны работ итальянских мастеров. На арке апсиды – «Вознесение Христа». Образ Христа изображен с поразительной глубиной и нежностью, вообще, не напоминая Спаса Вседержителя византийской традиции.
Следующий грандиозный памятник византийской эпохи – Сумельский монастырь, монастырь Панагия Сумела, в котором сохраняется чудотворная икона Богородицы. Построенный на скале Мела, выходящей на прекрасную долину Алтындере, он представляет лабиринт помещений, украшенных фресками, туннелей, проложенных глубоко в скале. Монастырь находится примерно в часе езды от Трабзона, в районе Мачка. Находящийся на высоте примерно 1200 метров над уровнем моря, Сумельский монастырь – главная жемчужина Национального парка Алтындере.
Монастырь основали в 386 году нашей эры во времена царствования императора Феодосия I Великого. Название монастыря Сумела на одном из понтийских диалектов означает «на Мела» (на Чёрной горе). Отсюда - Панагия Сумела (Богородица на Чёрной горе).
По преданию Панагия Сумела была написана евангелистом Лукой, врачом и иконописцем. Каждый раз, когда Лука писал иконы «Панагия» (Оранта), Богородица очень радовалась и благословляла работы и поощряла его писать ещё больше икон. Когда Лука умер, его ученик по имени Анания принес икону в церковь в Афинах, где она почиталась как Панагия Афиниотисса. Но приерно в 380-годах она исчезла. И тогда в какой-то момент два афинских монаха, святой Варнава и святой Софроний, были призваны Девой Марией, указавшей е местонахождение иконы, последовать за ней. Монахи отправились в путешествие из Афин в область Понт в Малой Азии и отыскали икону в пещере горы Мела. Икону переименовали в Панагия Сумела, а на том месте основали монастырь.
Среди других византийских памятников Трабзона, несомненно, заслуживают внимания руины некогда роскошного императорского дворца, городские стены, бывшая церковь Панагия Хризокефалос (Златоглавая Богородица; ныне мечеть Фатиха), в которой короновались многие императоры, церковь святой Анны и святого Евгения (мечеть Йени Джума).