Из всех изобретений человечества зеркало, вероятнее всего, самое загадочное и интригующее, поскольку очень тесно связано с самосознанием, способно отражать и реальность и иллюзию одновременно.
Самые ранние образцы изготовленных зеркал представляли части отполированных камней, главным образом обсидиана (вулканического стекла). Датированные примерно 6000 до нашей эры обсидиановые зеркала были обнаружены на территории Анатолии. Каменные зеркала периода 2000 до нашей эры находили в Центральной и Южной Америке.
В Месопотамии (4000 до нашей эры) и древнем Египте (3000 до нашей эры) изготавливали медные зеркала, а в Китае около 2000 года до нашей эры – бронзовые зеркала, известны примеры медных и бронзовых зеркал культуры Цицзя (2400 -1900 до нашей эры). Скорее всего, в Китае и Индии производили зеркала и из других металлических сплавов, имевших отражательные свойства, также из драгоценных металлов, которыми могли принадлежать только очень богатым людям.
Древние египтяне, этруски, римляне, греки, персы любили зеркала и изготавливали небольшие круглые предметы с ручкой, которыми удобно было пользоваться. Кельты, одержимые магией и верившие, что она влияет на каждый момент существования, постоянно вмешивается в их жизненную среду, зеркала считались чрезвычайно значительными объектами. Их не беспокоили физические характеристики вне границ замкнутого объекта, одержимость волшебством зеркала сравнима была с таковой по отношению к личным внешним качествам. Кельты полагали, что из зеркала смотрит двойник человека, образ, влиявший на судьбу индивидуума, и это зависело во многом оттого, насколько он хорошо выглядел. Поэтому кельтов очень беспокоила собственная внешность, они создавали изысканные украшения и тщательно украшали своё тело.
С зеркалами связано много мифов, легенд и суеверий в разных культурах. Особенные качества, которыми наделяли зеркала, не имел ни один другой артефакт на протяжении всей истории человечества. Считая, что они отражают не только внешний вид, но и душу человека, их использовали в колдовских ритуалах. Верили, что зеркало не может «лгать» и если зеркало отображает что-то, чего не должно быть в нем, то это плохое предзнаменование. Существовало поверье, что новорожденный ребенок не должен видеть зеркала, так как его душа только развивается. И если в зеркале появиться его отражение, то в скором времени ребёнок умрет.
Сократ давал советы молодым людям как можно чаще смотреть на себя в зеркало, чтобы должным образом сосредоточить свои мысли, которые помогут держать в чистоте душу и избежать искушений, могущие столкнуть с правильного пути в жизни. Если человек находил в зеркале свое не очень симпатичное изображение, то все помыслы его в качестве компенсации должны были быть обращены на добрые дела. Согласно известной легенде Архимед использовал гигантское «зажигательное зеркало» (вероятно большое количество шестиугольных зеркал, расположенных под углом) в качестве оружия, когда в 212 году до нашей эры Сиракузы были осаждены римским флотом под командованием Марка Клавдия Марцелла.
Традиционно считается, что зеркала с металлическим покрытием изобрели в Сидоне, на территории современного Ливана, в первом столетии нашей эры. Зеркала с золотым покрытием упоминаются Плинием Старшим в «Естествознании» (приблизительно 77 год). Римляне являются создателями зеркал из дутого стекла (дутое стекло с расплавленным свинцом). В Китае в 500 году делали зеркала, применяя серебрено-ртутные смеси. В Европе, Азии, арабских странах ученые проводили много экспериментов, чтобы сделать зеркало более совершенным в отражательном отношении. К одиннадцатому столетию в мавританской Испании производили зеркала из прозрачного стекла. Но в период раннего средневековья стеклянные зеркала полностью исчезли. Согласно религиозным воззрениям того периода уверяли, что дьявол смотрит из противоположного мира в зеркало. Молодые женщины вынуждены были вернуться к полированным металлическим зеркалам.Вновь стеклянные зеркала появились только в тринадцатом веке.
Открытие метода выдувания стекла привело к изобретению выпуклых зеркал, что сделало стеклянные зеркала необыкновенно популярными, и они настойчиво объединялись со всеми аспектами жизни человека. Первый завод по изготовлению зеркал открылся в Нюрнберге в 1373 году. Техника присоединения олова с плоской стеклянной поверхности ещё не была изобретена и, применяя доступные технологии, стекольщики выливали расплавленное олово в стеклянные ёмкости, а после того как оно остывало, разбивали на отдельные части.
В пятнадцатом веке Анджело Баровиер, знаменитый художник венецианского стекла, изобрел в Мурано «стекло» настолько прозрачное, очень похожее на горный хрусталь. Технология, которая станет одним из секретов венецианского зеркала.
Спустя сто лет, примерно в 1540 году, выяснив каким образом прикрепить олово к стеклянной поверхности, венецианец Винченцо Редор развил и запатентовал технологию процесса выпрямления и полирования стеклянных слоев, позволившую изготовлять зеркала с совершенно плоскими поверхностями.
Винченцо Радар - создатель Венецианского Зеркала! Производство зеркал прекрасного качества быстро развивалось, а в 1569 году венецианские производители зеркал организовались в корпорации.
Остров Мурано – родина всемирно известного венецианского стекла – символа элегантности и красоты. Помимо непревзойденного мастерства ремесленников, своей красотой венецианское стекло обязано содержанием в нем морской соли, составу итальянского кварца, а также определенного типа пламени (благодаря местным лиственным породам) при производстве.
Производители тщательно охраняли свои секреты мастерства. Официально был создан «Совет десяти», чьей миссией являлось всеми возможными способами защищать секреты стекольной технологий. Мастера стеклодувы тайно перевозились на остров Мурано и любая попытка покинуть «Остров Стекла» грозила им смертным приговором. И хотя «Совет десяти» держал их изолированно на острове, он щедро оплачивал труды. Европейские монархи предпринимали самые отчаянные попытки, чтобы только узнать секрет венецианского стекла, и они добились своей цели. В 17 веке министр финансов при Людовике Четырнадцатом Жан-Батист Кольбер смог подкупить трех венецианских стекольщиков золотом, а также пообещав освобождение от налогов и красивых женщин. Тайно вывезенные они должны были начать производство зеркал во Франции. Между ними был и Джироламо Барбини, рожденный в Мурано, чья семья вписана в Золотую Книгу Славного Сообщества Мурано.
Творческая и техническая фантазия лагунных ремесленников привела к развитию новых методов. В конце шестнадцатого века начинают разрезать стекла и зеркала с помощью алмаза.
Для своих зеркал венецианские мастера придумали ещё одну хитрость, специальную рефлексивную смесь, к которой добавили золото и бронзу. Благодаря «волшебному» составу все объекты, отражавшиеся в зеркалах, выглядели прекраснее, чем в действительности. Стоимость одного венецианского стекла сопоставлялась стоимости большого военного корабля.
Следующий век увидел Декоративные Венецианские зеркала. Рамы зеркал покрывали стеклом, отполированным до зеркального блеска, украшая стеклянными цветами, листьями. Стекло раскрашивали масляными красками, в то время как деревянные части рамы покрывали лаком или позолотой в соответствие со вкусами времени.
В восемнадцатом веке в период заката Светлейшей, производство зеркал уменьшилось, но, конечно, это не повлияло на ремесленные традиции лагуны. Во второй половине 19 века на фабрике Антонио Сальвиати, известного итальянского мозаичиста, вновь запустили производство художественных венецианских зеркал, возвращая гордость и славу венецианских художников.
Огромная заслуга в деле сохранение традиций художественного Венецианского зеркала принадлежит Николо Барбини, открывшего в 1927 году Артиджианато Артистико Венециано (Венецианские искусства и ремесла), фабрику-лабораторию, в сегодняшние дни специализирующуюся на создании венецианских зеркал, как старинных дизайнов, так и современных.
Венецианские Зеркала от Артиджианато Артистико Венециано характеризуются особой изысканностью и непревзойденным качеством. Николо Барбини передал производство и секреты мастерства своим сыновьям -близнецам, Винсенту и Джону Барбини, которые и сегодня продолжают лично участвовать во всех этапах обработки при создании подлинного Венецианского Зеркала.
Следует сказать немного и о французах, которые оказались хорошими учениками и очень быстро освоили технологию муранского стекла. Создание венецианского зеркала основывалась на выдувании, но французские мастера, придумав собственные технологии, начали производство зеркал с применение техники отливки. Стекло выливали на гладкую поверхность литой формы, а после охлаждения раскатывали специальными валиками. Незамедлительно после изобретения метода в Версале началось строительство Зеркальной Галереи.
В 16 веке зеркало становится центральным объектом таинственных ритуалов. Достаточно сказать о Джоне Ди, создателе Енохианской магии. «Контакты» с ангелами посредством «магического зеркала» привели его ко многим неприятностям в жизни. Кроме того, зеркала течение 200 лет зеркала использовались испанскими и французскими шпионами для кодирования секретных сообщений. Секретная система была придумана в пятнадцатом веке Леонардо да Винчи – писания шифровались в «отражении» зеркала, без которого невозможно было прочитать сообщение. Зеркало явилось источником и другого великого изобретения – перископа. Возможность с предельной осторожностью следить за врагом при использовании системы интерактивных зеркал спасло немало человеческих жизней во время войн. Известно, что в ходе тридцатилетней войны зеркала использовали обе противоборствующие стороны во время военных действий, ослепляя тысячами маленьких зеркал, благодаря яркому отражению солнца.
Венецианские Зеркала значились роскошными объектами коллекционирования монарших особ. Среди них английский король Генрих VIII и король Франции Франциск I – самые знаменитые коллекционеры венецианских зеркал. В конце шестнадцатого века французская королева Мария Медичи решила создать для себя зеркальный кабинет. Ради этой цели были приобретены 119 зеркал в Венеции. Покупка была солидной, и возможно по этой причине венецианцы сделали её очень специальный подарок - роскошное большое зеркало, инструктированное драгоценными камнями. Сегодня его можно увидеть в Лувре. Во всем подражая королям, некоторые состоятельные аристократы стремились приобрести прекрасные зеркала, не обращая внимания на их цену, готовые жертвовать даже собственными резиденциями.