Сомневаться в том, что узбекская кулинарная культура имеет заслуженную славу, нет снований. С глубокими корнями в культуре питания Средней Азии национальная узбекская кухня так же, как и кухни других тюркских народов демонстрирует огромное разнообразие блюд.
Её определяющими факторами в значительной степени являются обычаи, традиции, образ жизни, климатические условия и методы приготовления пищи. В дополнении ко всему этому богатая вариативность блюд может быть объяснена и взаимодействием с соседними культурами на протяжении веков.
Важное место в узбекской кухне занимают фрукты, находящие применение, как в свежем, так и сушеном виде, в зависимости от сезона. Виноград, абрикосы, персики, сливы, вишни, айвы, инжир, дыня, арбуз, грецкие орехи занимают почетное место в узбекской гастрономии. В последние годы в Узбекистане весьма успешно в некоторых регионах выращивают финики, цитрусовые - лимоны, апельсины, мандарины.
Экономика страны в значительной степени зависит от сельского хозяйства и животноводства. И молоко является не менее существенным продуктом в питании узбеков. Наиболее чаще используется козье и овечье молоко, в некоторых областях кобылье и верблюжье, из них вырабатывают кисломолочные напитки - кумыс и шубат.
Из коровьего молока делают экшимик (творог) катык (кисломолочный напиток), каймак (сметано-масляный продукт из топленых сливок), чёкелек (своего рода творог, приготовленный из сыворотки).
Узбекские блюда высококалорийные, сытные, и при приготовлении используется много лука. Рубленое мясо для таких блюд как манты, чучвара (мелкие пельмени) смешано с рубленым луком. Сырой лук для блюд несколько раз промывают в воде, а затем сбрызгивают уксусом.
В узбекской кухне немного соусов и гарниров. Технология приготовления основных блюд, как правило, или жарение или тушение в собственном соку.
Лук, морковь, мясные косточки - компоненты узбекских блюд - готовят отдельно, прежде чем они будут добавлены в блюдо. Мясо часто приготовлено с косточкой. Растительное масло используется, но всё же традиционно отдают предпочтение животным жирам, даже в жаркое время года. Кроме подсолнечного и хлопкового масла, в последнее время были добавлены масла из семян винограда и абрикосового ядра.
Обилие мясных и молочных блюд, использование животных жиров в комбинации с овощами, как полагают исследователи, исторически является характерной чертой для «степной культуры питания». Среди мясных продуктов – баранина, говядина, курятина, в некоторых регионах конина.
Пшеницу, ячмень, рис, бобы-мунг, морковь, цукини – первостепенные овощи и злаки. В прошлые времена картофель, помидоры, огурцы, редьку, да и другие овощи выращивали только в некоторых областях, и позволить их могли себе только люди состоятельные.
Узбекская трапеза начинается с чая и заканчивается чаем. К чёрному чаю подают традиционные сладости, тогда как зеленый чай, «кок чай», пьют для утоления жажды, особенно в летнее жаркое время.
Совершенно особое место в узбекской кухне занимает плов. Существуют десятки, сотни, возможно, тысячи способов приготовления плова, для каждой области совершенно уникальные. Так в Самарканде, Бухаре, Фергане технологии приготовления отличаются.
Лучший плов, конечно, тот, который приготовлен мужчинами и, вообще, плов - это мужская прерогатива. Профессиональных поваров, специализирующихся на пловах, в Узбекистане называют «ошпаз».
В зависимости от добавленных специй, пловы имеют различные вкусы, но главные компоненты для плова – мясо, рис, лук, морковь, масло (смесь масла животного жира) – остаются неизменными. А дальше уже дело фантазии. Плов с айвой, плов с нутом, плов с барбарисом, плов с яйцами и гранатовыми зернышками, плов с айвой, плов с изюмом, плов с курагой и тому подобное.
Классический плов может быть светлого цвета, его иногда называют самаркандским пловом или темным – ферганский плов. Но, как говорят, истинный «мужской» плов только темного цвета.
Плов, приготовленный в медном, чугунном или алюминиевом толстостенном казане (обязательное условие!), подают исключительно горячим на «лягане», общем блюде, и есть его принято руками, запивая чаем, с лепешками и овощными салатами, как помидоры с луком, или соленьями.
У узбеков крайне благоговейное отношение к хлебу. Оби-нон (лепешка) играет видную роль в узбекской кухне.
О лепешке упоминается в одном из самых древних литературных произведений в мире «О всё видавшем» или «Эпосе о Гильгамеше», жизни и деяниях легендарного правителя шумеров, созданном в двадцать втором веке до нашей эры.
Узбекские лепешки разделяют на две основные категории, кроме оби-нон, приготовленные из дрожжевого теста с водой, это патир-нон, лепешки из сдобного теста.
Лепешки выпекают в тандырах, специальных глиняных печях-жаровнях. Лепешки, приготовленные из дрожжевого теста (из муки, дрожжей, воды, молока, маргарина, с сенами кунжута и мака) называют тандырный хлеб – «тандыр-нан».
Кроме лепешек, в тандыре готовят и другие блюда.
Первостепенное значение придаётся посуде, считается, что блюда, приготовленные в глазурованной глиняной посуде, добавляет аромат блюду. Чай подают в пиалах, больших керамических чашках без ручки.
В мире мало найдется «чистых» кулинарных традиций, все кухни в той или иной степени испытывают влияния других культур, поскольку исторически складывались взаимодействия и культурные обмены между культурами. Большое богатство узбекской кухни можно приписать, в том числе, таким культурным обменам, контактами с разными народами на протяжении всей истории Узбекистана. Великий Шелковый Путь, в центре которого находились многие узбекские города, ирано-узбекские отношения, нахождение в составе многонационального государства СССР – исторические периоды, имевшие влияние на узбекскую кухню.
Узбеки, как и другие тюркские народы, в блюдах в большом количестве используют специи и зелень – анис, шафран, свежий и сушеный молотый красный перец и черный перец, петрушку, укроп, нигеллу, центрально-азиатскую мяту, кунжут, райхон (базилик). Также гвоздику, зира, тмин, горчицу, корицу, кориандр, лавровый лист.
Сказано, что особенно жгучую и пряную пищу предпочитают ташкенцы и ферганцы – красный и черный перец, нигелла, другие жгучие специи являются неотделимой частью ташкентской и ферганской региональной кухни.
Целебные дикие растения, травы и коренья, применяемые в традиционной узбекской медицине, дополнительно находят употребление и при приготовлении пищи.