Минами Сома, маленький город, расположенный в двадцатикилометровой зоне атомной электростанции Фукусима. Из населения Минами Сома в 70 000 человек примерно 50 000 уехало из зараженной радиацией области. 15 апреля жителям города разрешили вернуться в свои дома после того, как был снят приказ об эвакуации города в связи с аварией на Фукусима №1. Многие здания вокруг станции Одака остаются разрушенные. Домов, стоявших на побережье больше не существует, песок, принесенный цунами, клубиться по улицам, сельскохозяйственные зоны усеяны брошенными транспортными средствами. Нет электричества и проточной воды.
Школы и больницы закрыты. Население города в основном пожилые люди. Сейчас город разделен на три зоны, в первую люди могут входить свободно, во вторую доступ ограничен, в третью запрещен из-за высокого уровня радиации.
Печально и то, что прекрасный фестиваль Сома Нома ой, ежегодно праздновавшееся событие в городе Сома (граничит с Минамисома) в течение 1 000 лет непрерывно, даже в годы Второй мировой войны, - ещё одна печальная жертва природных катаклизмов, постигших Японию 11 марта 2011 года. Уезжая из Минами Сома, людям приходилось оставлять выживших великолепных породистых лошадей.
Лошади Сома – гордость всей Японии, умные энергичные животные, превосходно дрессированные, исполняющие все команды, животные, способные двигаться молниеносно, истинные охотники. Зрелищное мероприятие, проводимое в конце июля (22/23-25 июля), воссоздающее исторические события периода Враждующих провинций, определяется в Японии как важные (неосязаемые) культурные народные ценности. В празднике участвуют несколько городов и деревень области Сома.
Не меньше 500 человек (из старых самурайских семей), одетых в самурайские доспехи, с обязательными длинными мечами (катана), с красочными родовыми баннерами, едут верхом по открытой местности.
Пятидесятидевятилетний Сакаэ Като, житель Минами Сома, человек, который участвовал в фестивале более сорок лет, сказал газете Асахи симбун, что многие из его друзей потеряли родных и друзей. А глава общества сохранения традиций Сома, рассказал, что его дом был затоплен на два метра и когда он вернулся домой после бедствия, все его 13 лошадей были живы, но очень многие получили множественные ранения. Он поклялся, что независимо оттого, сколько потребуется времени, фестиваль будет восстановлен. Некоторые участники отказывались сдаваться, несмотря на то, что лошадей практически не осталось, считая, что Сома Нома ой – очень специальный фестиваль и надежда для жителей все области Сома.
В 2011 году фестиваль всё же состоялся. 23 июля процессия воинов прошла по главной улице города Сома, ею почтили память всех жертв землетрясения и цунами. Среди лошадей смогли участвовать только 80 животных из двух более северных районов.
Накамурадзин-дзя – святыня, откуда начинается фестиваль-парад, участники, одевшись в дзимбаори (военные доспехи), выезжают верхом на лошадях.
С 22 на 23 июля ночью разжигаются костры, мужчины подготавливают лошадей для отъезда. Утром, главнокомандующий, которого представляет нынешний глава семейства Сома, молится в святыне, просит у божества помощи в успехе в предстоящем сражении. После этого под звуки раковин и барабанных ритмов, процессия направляется на «поле битвы».
Самураи участвуют в конных гонках, в конкурентной игре, пытаясь захватить флаг, который поднимается в воздух посредством фейерверка. Основной сценарий появился в период Эдо. Военный феодал, предок некогда сильных правителей области Сома выпустил своих ещё необъезженных лошадей и послал за ними конницу. Лошадей, которых удалось поймать, «преподнесли» синтоистскому божеству, проживающему в святыне.
Это мероприятие проходит на третий день. Молодые крепкие мужчины, одетые в белые одежды, пытаются схватить лошадей голыми руками и усмиренных животных приносят синто божеству.