Традиционно Сонгкран считается временем визитов к старшим членам семьи, друзьям, соседям. Идут в ваты, чтобы помолиться и несут еду монахам. Это время семьи и любви.
Главные моменты – обмывание рук своих старших родственников водой с ароматными травами, поливание изображений Будды в домашних святынях и в монастырях. Считается, что это должно принести удачу и процветание в новом году. В Чиангмае всегда носят изображения Будды по улицам, чтобы прохожие могли облить их водой. Накануне, 12 апреля, тайцы тщательно убирают свои дома, сжигают мусор. Уборка – символическое убеждение, что грязь и мусор старого года может принести в следующем году несчастье.
Рано утром 13 апреля молодые и пожилые тайцы, одевшись в новые одежды, идут в храмы. Там устанавливают длинный стол, за которым с обеих сторон сидят монахи с чашами для подношений, которые им приносят тайцы - рис, фрукты, сладости. Во второй половине дня начинается купальная церемония, в которой участвует и настоятель храма.
Потом приходит время массовых обливаний.
До недавнего времени Таиланд представлял фактически полностью аграрное общество, конечно Сонгкран являлся прекрасным временем, когда можно было отдохнуть от постоянных забот о «рисе насущном».
Ван Нао – Канун тайского Нового года, 14 апреля, когда солнце переходит из созвездия в созвездие. Один из популярных ритуалов Сонгран можно увидеть в Ван Нао, когда многие буддисты идут в храмы, чтобы построить песочные чеди (Пхра Чеди Сай), обычно это женщины и дети.
Непосредственно Новый год - Талуенг Сок - наступает 15 апреля, последний день празднования Сонгкран. Во многих частях страны его празднуют широкомасштабно, со многими интересными мероприятиями. Но в первую очередь, люди спешат в храмы, чтобы отметить приход Нового года, делают пожертвования.
Среди священных традиций праздника – Бангсакун - поминовение умерших. Пепел и обугленные кости своих умерших родных простые люди закапывали на территории храма в корнях священного дерева фиги, кто мог себе позволить (в материальном отношении) в маленьких специально сооруженных пагодах (Пхра Чеди). Дерево Бодхи находится на территории практически каждой святыни в Таиланде, символизируя Будду и просветление, которое он обрел, размышляя под деревом Бодхи. В поздние времена многие хранили останки дома. В Бангсакун тайцы вместе с монахами приходят к месту захоронения, и для душ умерших проводится общая церемония. Останки, которые хранят дома, также приносят с собой.
В течение всех дней нарядные тайцы приходят в храмы, где возжигают свечи, ароматические палочки приносят Нам Об (ароматизированная вода), цветочные гирлянды к алтарю Будды и ларям с останками других святых людей. В сегодняшние дни в храмах свечи, Нам Об, ароматические палочки, цветы продают комплектами. У алтаря Будды каждый посетитель зажигает свечу и три ароматических палочки, кладет цветы или гирлянду на специально отведенное место.
Три раза по установленной форме пав ниц перед изображением Будды. При этом сначала тайцы стоят на коленях, сложенными ладошками прикасаются ко лбу, затем раскрывают ладони, опускают руки на пол и наклоняются вперед так, что лоб касается пола. Формула приветствия – Бенчангапрадит (на санскрите панчангапратиштха – «пятикратное поклонение», лоб, две руки, два колена прикасаются к земле) – наивысшая форма почитания и преданности Будде. Затем наступает время для ритуала купания Будды из небольшой Нам Об – Сонг Нам Пхра Путха Руп.
Во время церемонии Род Нам Дам Гуа, когда старшим наливают в ладошки ароматную воду, те потирают ею лицо и голову. В прошлые времена, чтобы обтереть лицо подготавливали специальные тканые изделия – Пханунг – «Пха Кхао» для мужчин, «Пха Хом» для женщин. Сегодня используются чаще полотенца. После ритуала обливания старших, пожилые люди благословляют молодых и желают им светлой дороги в новом году – Сонг Нам Пхра Путха Руп!
Тожественное обмывание монахов может быть проведено в любой из трех дней. Омывают, как правило, самого почетного монаха, настоятеля храма, к примеру. В сельской местности он играет большую роль в общественной жизни. Называемый Луанг Пхав (Великий Отец), он олицетворяет своим образом не только духовного наставника, человека осведомленного во всех областях, имеющего колоссальный опыт. Врач, астролог, посредник между богами и людьми. Легко понять, почему все всегда хотят участвовать в столь торжественном купании, поэтому о дате купания оповещают заранее. После купания настоятель произносит несколько проповедей и отправляет людей домой с добрыми пожеланиями в Новом году.