Археологическая зона Монте-Альбан относится к сапотекской культуре, самой важной в Долине Оахака. Она обеспечивает лучшую картину того, каким было большое религиозное место. Из Оахаки на автотранспорте поездка занимает примерно полчаса по узкой мощеной камнем дороге мимо деревень с глиняными и побеленными домами и заборами из кактусов. Поднимаясь в гору, открываются захватывающие дух виды. Само место находиться на высоком плато, на высоте 1948 метров над уровнем моря, и не покидает ощущение, что до неба совсем близко.
Люди жили в Долине Оахака примерно с 2000-х до нашей эры. Между 800 и 500 годами до нашей эры в неё пришли новые народы, названные сапотеками. С 500-х годов до нашей эры они начали монументальное строительство на вершине горы.
Монте-Альбан создавался под влиянием других современных сапотекам культур. Ольмекское влияние очевидно в ранних скульптурах, маски и скульптуры более позднего времени отражают контакты с майя. На вершине расцвета в 300 году нашей эры в Монте-Альбан заимствовали архитектурные идеи у Теотиуакан – доминирующей цивилизации в культурной, религиозной, экономической жизни региона.
Позднее он стал уменьшаться в размерах, и в 800-х годах был практически оставлен. Около 13 столетия был занять миштеками, которые добавили архитектуру, а гробницы классического периода использовали для захоронения своей элиты. Похороны миштеки сопровождали очень богатыми предложениями (каких не встречалось нигде в другом месте в Америках), нагружая могилы золотом. Город продолжал жить и использоваться в качестве священного места до прихода испанцев.
Многочисленные артефакты, обнаруженные во время археологических исследований находятся в Национальном музее антропологии в Мехико и в региональном музее (в бывшем монастыре Санто-Доминго) в Оахака.
Самым известным является Могила 7, открытая в 1932 году, в ней находились невероятные сокровища. Не меньше 500 предметов было найдено в захоронении - удивительные изделия из золота, янтаря, серебра, бирюзы, так же резьба из алебастра и кости. Потрясающая по красоте и ценности коллекция экспонируется в региональном музее в Оахаке.
Большую площадь (Гран Пласа), сглаживающую горную вершину, с которой открываются великолепные виды на Долину Оахака, окружают высокие пирамиды. К каждой платформе на верху пирамиды ведет широкая каменная лестница. В самом конце платформы пирамида «поднимается» в небо. Масштабы зданий внушают необъяснимый страх, в воображении представляются религиозные процессии, двигавшиеся от храма к храму. Раскопки в Монте-Альбане показали 170 гробниц, многочисленные церемониальные алтари, стелы, пирамиды, дворцы.
В центре Большой Площади названные как Здания «G», «H», и «I» представляли храмы, и в них находилось несколько гробниц. Обнаруженный туннель, который вел из дворца на восточной стороне площади к Зданию «H», должен был, очевидно, способствовать появлению людей «волшебным способом».
На юге от главных Зданий – Обсерватория. Глифы на стенах, возможно, означали наименования завоеванных племен. Обсерватория единственное здание в Монте-Альбане не устроенная по оси юг-север и вероятно она соотносилась с положением звёзд.
На южной стороне площади – Южная Платформа, имевшая несколько резных стел, большинство из которых находится в Национальном музее Антропологии в Мехико, но на стелах в северо-восточном и северо-западном углах изображены пленные со связанными руками и ногами. Северная Платформа – огромный лабиринт храмов и дворцов вплетенный в туннели и убежища.
На востоке площади стадион (I-формы), для игры в мяч. Она отличается немного от стадионов майя и тольтеков. Нет кольца на стене, но, вообще, они появились в конце классической эры по месоамериканской хронологии. Игра с мячом имела ритуальное значение и проигравших обычно приносили в жертву богам. Пользуясь только бедрами, плечами, коленями и локтями, играть было не легко. Также на восточной стороне находятся несколько алтарей и пирамид, покрытых когда-то штукатуркой. Скошенные стены, широкие лестницы, скаты типичны для архитектуры сапотеков и очень напоминают архитектурный стиль Теотиуакан. Много церемониальных платформ и пирамид на западной стороне.
Одной из характерных черт Монте-Альбан является большое количество резьбы по всей площади. Главный момент на западной стороне площади – большие каменные плиты с так называемыми «танцорами», представляющими голых мужчин в искаженных позах, с выражением боли на лицах, некоторые из них наносят увечья своим половым органам. Более 300 плит - «дансанте» было обнаружено до настоящего времени. Непосредственно на сайте находятся копии, а подлинную резьбу можно увидеть в музее Монте-Альбана. Из-за странных поз они были названы танцорами, в сегодняшние дни это нечто вроде лейбла для древних и таинственных изображений, хотя фигуры, скорее всего, синонимичны с болезнями и страданиями. Некоторые эксперты уверены, что это военнопленные, подвергающиеся пыткам.
К северу от Большой площади, где находятся захоронения с удивительной резьбой по камню, изображающей богов и богинь, птиц и змей, на западной стороне ещё один очень интересный объект – керамическая урна выше входа могилы 104, изображающая фигуру, сидящую на ягуаровом троне. В центре головного убора фигуры Косихо-Питао, важнейшее божество сапотекской мифологии, связанное с дождями, громами и молниями.
Когда могилу открыли в 1937 году, в ней находился единственный скелет, окруженный урнами, горшками с благовониями, другими дарами.