Долина Урубамба, известная более широко как Эль-Валье Саградо де лос Инкас, впечатляющая область небольших деревень и древних руин, расположенных на широкой равнине и неприступных горных склонах к северо-западу от Куско, параллельно реке Урумамбо. Инки создали несколько «империй» огромных храмов, королевских дворцов, роскошных поместий между сакральными центрами – Куско и Мачу-Пикчу, на юге и севере долины. Каждое место использовалось в качестве крепости или места отдыха. Путешествуя по Священной Долине Инков, знакомишься с замечательными перуанскими городами и деревнями – Писак, Ольянтайтамбо, Чинчеро, Юкай, Урумамбо, которые являются, к тому же, идеальными местами в плане покупок самобытных изделий кустарных промыслов.
Рио Урубамба (также Вильканота; на кечуа Виллькамайю) имеет огромное значение в космологии инков. Инка верили, что река не только связана с горными вершинами и созвездиями, но и является земным аналогом Млечного Пути. Река - источник жизни, благодаря её водам инки выращивали на плодородных почвах злаки, коку, картофель, другие овощи и фрукты.
От Писака до Ольянтайтамбо протяженность территории 100 километров, но столько удивительного преподносит путешествие. Прежде всего, население, говорящее на кечуа, которое продолжает жить традиционным укладом. Они обрабатывают террасные поля примитивными орудиями, собирают урожай, как и во времена Великой империи инков. Рынок – также туристическая достопримечательность, он не только стимулирует торговлю, которая поддерживает жизнь коренного населения. Рынки должны привлекать путешественников, ради чего в деревнях проводятся колоритные «торговые» ритуалы. Наряду с Куско и Мачу-Пикчу Священная Долина Инков – ключевой момент в Перу и непростительно будет не посвятить несколько дней путешествию по ней.
Современный Писак, расположенный в 33 километрах от Куско, живописная деревня, заинтересовывающая многих туристов большим воскресным рынком. И не только.Писак справедливо может быть признан достойным примером инкских руин, способных конкурировать с таковыми в Ольянтайтамбо, возможно даже в Мачу-Пикчу. Согласно инкской градостроительной системе, города строились по образу животных. Писак воспроизводил форму андской куропатки. Конечно, увидеть это можно только с высоты птичьего полета, как и знаменитые линии Наска.
Руины инков расположены на разных уровнях на горном склоне, позади современной деревни на расстоянии 1.5 км. К ним ведет длинная лестница. Они отделены на четыре группы – Писака (узкие ряды сельскохозяйственных террас), Интиуатана, Каллакаса, Кинчиракай (жилой район). Группа Интиуатана включает Храм Солнца, ванны, алтари, фонтаны, церемониальную платформу, Интиуатана, врезанный из обнажившейся вулканической породы «камень, к которому привязано Солнце». Углы основания предположительно служили для определения сезонных изменений. Выходящая на долину Каллакаса, известна как крепость. На склоне горы 96 прекрасных террас, настолько гармонично расположенных, что можно видеть сочетание концентрических полукругов.
Транспортировочный центр Священной Долины Инков – город Урубамба. В нем лучше всего развита туристическая инфраструктура, в городе красивая главная площадь, несколько ресторанов, неплохие отели.
Ольянтайтамбо (на расстоянии 90 км от Куско) - последнее поселение перед Агуас Кальентес, городом Мачу-Пикчу. Очаровательное место, которое местные жители нежно называют Ольянта. Путешественники, впервые попадающие в Ольянтайтамбо, незамедлительно влюбляются в него. До недавнего времени городок с прямыми, узкими, красочными улочками, домами в колониальном стиле радостного розового цвета, вообще, представлялся идиллическим местом. Хотя и в сегодняшние дни, несмотря на стремительное преобразование, активное строительство туристической инфраструктуры (рестораны, отели, хостесы), он остается очень приятным местом назначения в Священной Долине Инков.
Окружающие пейзажи на фоне заснеженных гор завораживают. По обеим сторонам ущелья выровнены сельскохозяйственными террасами, считающимися самыми крутыми, построенные при Инка Пачакути.
Особенно впечатляет Храм Солнца, сооруженный из шести гигантских каменных глыб (от 30 до 60 тонн каждая), размещенных вертикально на вершине горы. Остается только изумляться, каким образом инки транспортировали камни на вершину. По этому поводу существует три гипотезы – метод волочения, метод вращения (египетский стиль), но инки не знали колеса, и метод рычага.