Мемориал в виде ступы, посвященный всем душам всех воинов, гражданским лицам, чиновникам, погибших за Японию и императора, в период с 1867 по 1951 годы, находится на территории синтоистской святыни Ясукуни. Неважно, при каких обстоятельствах человек умер, но умер, исполняя долг перед родиной и императором, является главным критерием, чтобы души почитались в Ясукуни-дзиндзя.
Ясукуни постоянно находится в центре азиатских противоречий. Святыня (как, впрочем, и любая другая святыня, но в данном случае речь идет о специфической святыне), предоставляющая жилище ками, независимо оттого, был человек при жизни преступником или нет.
В соответствии с синтоистскими верованиями любой человек после смерти освобожден от всех совершенных им действиях в жизни.
Вопрос в компетенции японского вероисповедания, начиная с отделения синто от опеки правительства. Духовенство в святынях, а в конкретном случае в святыне Ясукуни, имеет полную автономию и любые религиозные вопросы ни с кем не обсуждает, несмотря на постоянную критику со стороны Китая, Тайваня и Кореи и в том числе японских граждан. К слову сказать, император Хирохито отказывался посещать святыню с 1978 до самой своей смерти в 1989. А вот Дзюнъитиро Коидзуми ежегодно наносил визит в святыню с 2001 по 2006 год, но визиты носили частный характер и представители общественности, юристы не нашли конституционных нарушений.
Телефонные звонки в японские правительственные органы с требованием «выселить» души преступников из Ясукуни-дзиндзя поступают неизменно от разных сообществ. Согласно обнародованным в 2007 году документам чиновники из министерства здравоохранения и благосостояния и представители святыни официально по этому вопросу встречались 31 января 1969 года. После встречи было решено, что все «имеют право» на поминовение.
После смерти все ками (и преступников и не преступников) немедленно объединяются и невозможно их каким-то образом выделить и удалить из святыни. Много предложений выдвигалось, в том числе Китаем и Кореей, чтобы облегчить противоречия и каким-то образом удалить ками преступников из святыни, но поскольку религия отделена от государства, японское правительство не может вынудить святыню сделать это, а духовенство Ясукуни остаётся в вопросе непреклонным.
Из 2 466 532 душ, почитаемых в святыне, 1 068 были признаны виновными в страшных событиях военного времени, четырнадцать из них классифицируются как преступники, совершившие преступления против мира.Политический подтекст определяется двумя основными факторами идеологии синто, то есть все действия, которые ведутся от имени императора, свидетельствует в пользу того, что это эйрэй или дух героя. Однако важнее то, что святыню поддерживают различные организации типа Идзокукай, представляющая интересы семей японских воинов, имеющих отношение к войне. Ясакуни, как считают в самой Японии, нечто вроде Мекки для разных фашиствующих организаций.
Вместе с тем резкие осуждения вызывает не столько почитание душ преступников, сколько музей на территории святыни, где экспозиции фактически могут интерпретироваться как похвала поступков японских военных. И большинство людей, включая премьер-министра, при посещении Ясукуни не заходят в музей, таким образом, посещение имеет религиозный характер, а не политический.
В большей степени о немыслимых злодеяниях японских военных узнали в 1980-х годах, благодаря японцу по национальности.Ученые из «Подразделения 731», руководившие страшными экспериментами, получили неприкосновенность и материальное обеспечение от американцев, благодаря так называемой «Фаустовской сделке». Сиро Исии, японский Доктор Менгеле, благополучно прожил до 1959 году и умер от рака.
После войны многих из докторов взяли на работу в больницы, фармацевтические компании, медицинские школы в Японии, а одного ученого микробиолога с удовольствием приняли в США, где он стал членом Нью-йоркской Академии наук.Согласно заявлению одного японского ученого США обладают 600 страницами документов и возможно даже образцами человеческой ткани, принадлежащих «Подразделению 731».Осенью 1945 года генерал Дуглас Макартур принимал самое активное участие в предоставлении неприкосновенности некоторых членов «Подразделения 731» в обмен на данные исследование в области биологической войны.