Скульптура Маконде, бесспорно, самое знаменитое искусство, родиной которого является Мозамбик и Танзания. Среди главных представителей, создающих его, люди Маконде, один из пяти главных племенных народов Танзания, изначально мигрировавшие с севера Мозамбика в южные гористые области Танзании. Подлинные произведения фигуративного искусства изготовлены из эбенового дерева (или черного африканского дерева) или мпинго. Главная символика скульптуры основывается на таких категориях как Жизнь, Добро и Зло, Любовь, традиционные верования о происхождении человека.
В легенде народа Маконде рассказывается о человеке, который был совсем одинок и жил среди дикой местности. Однажды он взял кусок дерева и вырезал из него фигуру.
Он положил её на солнце возле своей хижины. Наступила ночь, мужчина ушел спать, а на следующее утро, как только появились первые лучи солнца, фигурка ожила. Это была прекрасная женщина, и она стала его женой. Через время она родила мужчине ребенка, но он умер через три дня. Женщина сказала: «Давай перейдём на другое более возвышенное место, где растет тростник». Так они и поступили. Женщина снова забеременела, родила, но и этот младенец умер на третий день. И снова женщина сказала: «Давай перейдём жить на возвышенность, где растёт густой кустарник». На новом месте женщина забеременела, родила, и ребенок остался живым. Он и стал первым Маконде.
Современная скульптура Маконде в некоторой степени придерживается канонов традиционной скульптуры Маконде, но, несомненно, что многие скульпторы неизбежно попали под европейское влияние из-за чрезвычайного спроса на их работы.
Можно сказать, что современные скульптуры Маконде не являются в действительности традиционной формой искусства, а скорее модернистским, необычным, но приятным аспектом африканского искусства. Вместе с тем у всей скульптуры Маконде есть одна общая черта – они изготовлены из эбенового дерева с особым отношением к деталям. Определить современную скульптуру, конечно, совсем несложно. Современная маконде в характерном стиле «Модильяни» предназначена в первую очередь для туристического рынка. Современной её называют и по той причине, чтобы отграничить от традиционной скульптуры Маконде, которая важна для ритуалов (маски), обрядов инициирования.
Вместе с тем большинство местных жителей все ещё воспринимают все формы скульптуры Маконде как объекты почитания и вероисповедания. А тем более стоит учитывать тот факт, какие психологические травмы нанесли христианские и мусульманские миссионеры в начале девятнадцатого века, прививая свои религии местному населению. «Киньяго» (маска-фетиш) или виньяго, которую иногда ошибочно называют современной скульптурой Маконде, результат подобных неверных толкований или неправильных представлений, созданных самими миссионерами. Большая часть великолепного наследия народа Маконде была сожжена, миссионеры решили, что таким образом новообращенные перестанут поклоняться своим скульптурам. Влияние идеологической обработки заметно и в сегодняшние дни. В этом легко убедиться, придя в дом любого африканца, даже очень образованного, где никогда не увидишь скульптурной маски.
Традиция скульптуры у народа Маконде существовала ещё с того времени, как они переселились из Мозамбика в Танзанию в поисках работы, и тому есть доказательства. Чудом сохранившиеся прекрасные статуэтки, маски-мапико. В колониальный период танзанийские маконде, проживавшие в городе Мтвара, обыкновенно называли себя Вамаконде Вамалаба (городские маконде). В то время как мигрантов маконде пренебрежительно именовали Вамавиа (агрессивные маконде). Вамалаба не татуируют тела, тогда как мавиа, особенно которые проживают в отдаленных сельских областях, продолжают это делать, хотя их урбанизированные потомки художественную татуировку не признают как этническую идентичность.
Эти группы Маконде проживали в двух отличных друг от друга окружающих средах, которые, собственно говоря, и сформировали творческие стили. Маконде Мозамбика жили на плато Муеда, в мало доступной области. Маконде, иммигрировавшие в Танзанию, - рядом с побережьем Индийского океана. Открытым влиянием извне, главный интерес для них представляла торговля сувенирами, появившаяся сначала в городах Дар-эс-Салам и Мтвара в 1950-и и в 1960-м.
Сильная этническая идентичность, которую изолированность плато Муеда помогла консолидировать, привела к развитию скульптурной традиции, связанной с традиционными верованиями, племенными мифами, обрядами, другими культурными практиками, которые проектировались на скульптуру. Например, инициирование мальчиков и девочек. Девочкам, вступавшим в пору женственности, дарили резную куклу, которую они носили как амулет. Мальчики во время церемонии обрезания должны были бороться с участником, одетым в маску мапико.
Какие-то резчики, к примеру, специализируются на создании призрачных персонажей и духов. Широко распространены статуэтки животных, церемониальные маски с лицами демонов и маски с человеческими ликами. В то же время многие крестьяне маконде в северном Мозамбике изготавливали скульптуру на продажу, чтобы поддержать свои семьи финансово, это стимулировалось политической партией Мозамбика ФРЕЛИМО, организовавшей маркетинг и в Танзании.
Мпинго (эбеновое дерево) позволяет добиваться невероятной точности деталей в скульптуре. Кора дерева светлого цвета, под ней небольшой слой белой мягкой древесины. Сердцевина же дерева очень твердая и изменяется по цвету – от темно-красного до черного цвета в зависимости от типа почвы и возраста дерева. После того как статуэтки вырезают, их тщательно полируют и они буквально сияют. В сегодняшние дни, ещё раз благодаря активной туристической торговле, резчики используют и другие типы древесины, к примеру, кокосовую пальму, а некоторые мастера научились создавать скульптуры из камня и коралла.
Скульптура Маконде и традиционная и современная представляет художественное направление, развившееся как ответ на исторические и экономические условия, сложившиеся для народа Маконде в течение двадцатого века, особенно после 1930-х годов. Можно сказать, что в современное время история скульптуры формируется как-бы в обратной хронологии от современной всемирно известной скульптуры Маконде к её историческим и культурным истокам, вот о них известно очень мало.
Со скульптурой маконде мир познакомился в 1930-х годах, когда была проведена первая выставка в Сентро Културал дуз Новуз* в Мозамбике (*португальский язык – официальный язык республики Мозамбик). Индийский торговец Пеера значительно способствовал развитию скульптуры.
Итак, дополнительно к традиционному стилю (особенно это относится к ритуальным маскам мапико – культурному символу Мозамбика) существует восемь хорошо опознаваемых современных стиля, начиная с Бинадаму, введенному в начале 1930-х в Мозамбике. Они имеют отличительные особенности, приветствуемые европейскими покупателями, - от «эротического» искусства и натурализма к гигантизму и гротеску. Бинадаму на суахили человек и соответственно представляет скульптуры мужчин и женщин маконде, занятыми обычными заботами повседневной жизни. Старик, курящий трубку, мужчина, играющий на музыкальном инструменте, женщина с калебасом и тому подобное. Стиль натуралистический.
Самым популярным является стиль «шетани», созданный Самаки Ликанкоа в 1960-х годах. Относительно факторов, повлиявших на его развитие, существует несколько теорий, но более распространенной является та, согласно которой упомянутый выше Мохаммед Пеера особенно покровительствовал именно этому направлению и продал много скульптур «шетани» в 1960-1970-х годах.
Согласно рассказу Пеера, Самаки принес ему работу в реалистическом стиле. Случайно скульптуру уронили, и она раскололась на две части. Вид двух половинок, каждая с одной рукой, одной ногой, одним глазом, одним ухом, одной ноздрёй понравился Пеера, и он предложил работать Самаки именно в таком направлении. Первая же скульптура Самаки была моментально продана. «Шетани» - дух или демон восточноафриканской мифологии, обнаруживаемый в различных формах и типах, имеющий многие полномочия. Физически шетани (во множественном числе машетани) может появляться как искаженный человек и любое животное в деформированном виде.
Димоонго (банту - сила) или уджамаа – яркий пример «Древо Жизни». Уджамаа (на суахили) скульптура была названа во время выставки 1967 года. Термин связан с социалистической политикой Танзании в 1960-х годах. В оригинале «димоонго» представляла победителя в соревновании по борьбе, которого несли на плечах товарищи, представленные в группе других людей. Автором его являлся Роберто Якобо Сангвани, мигрировавший в Танзанию из Мозамбика в конце 1950-х годов. Таково начало направления димоонго. В поздних версиях группу фигур коронует женская фигура.
«Древо Жизни» может достигать двух метров в высоту. Один мастер трудиться над скульптурой не меньше девяти месяцев. Сложная по конструкции и детально, что невозможно ни с какой другой древесиной, кроме эбенового дерева, скульптурная композиция представляет огромное семейство в лице предков и потомков, из поколения в поколение, соединенных друг с другом и окружающих семейного первопредка – символ единства и непрерывности.
Самое известное место, где можно купить или готовый продукт или заказать резчикам работу Рынок Мвенге. Собственно Рынок Мвенге и есть главный центр скульптуры Маконде в Танзании, ставший приютом для многих мастеров в период крупномасштабных миграций из Мозамбика в 1950-60-х годах. Большую скульптуру «Дерево Жизни» продают по цене около тысяча долларов. Но вне любых сомнений, скульптура принесет покупателю доход в три раза больше, в случае, если он решит её продать в европейских странах.
Авторство стиля «мавингу» принадлежит Клементсу Нгале. Фигура, напоминающая человека «без лица», в подобии головного убора. В правой поднятой руке - «луна», в левой опущенной руке – «земля». Когда Нгале принес скульптуру Пеере, он его немного обескуражил. Своё создание он назвал «мавингу» (на суахили облака) и сказал Пеере, что идея пришла к нему, когда он любовался прекрасным ранним утром. Цель этого направления заключается в том, чтобы изобразить ясную форму, но больше работать с мотивами, вдохновленными утренними облаками – таково самое близкое объяснение «мавингу».
Стили Джилиджиа, Кимбулумбулу, Мандандоса, Тимбатумба, вдохновленные традиционными верованиями, придумал один человек - скульптор Чануо Маунду. Для Джилиджиа характерно изображение фигуры с большим выпуклым глазом и страшными находящимися наружу зубами. Скульптура олицетворяет страх человека, который он испытывает, находясь один в лесу. На языке маконде слово «кулиджиа» означает «быть пораженным»
Кимбулумбулу возник в начале 1990-х годов. Скульптура антропоморфической фигуры с чертами лица, изображенными абстрактно. Огромный глаз, нос и рот, размещенные в не соответствующих им положениях, ноги такой формы, что напоминают голову.
Скульптура кимбулумбулу представляет нестабильного человека, который все вещи не делает должным образом. Скульптор берет за основу слово «куумбулука», что на языке маконде означает нервное поведение.
Стиль Мандандоса воплощает злой дух, с помощью которого колдуны наносят вред в племенном сообществе. В былые времена, когда между семьями маконде вендетта являлась вполне обычным делом, мандандоса использовалась как тайное оружие.
Тимбатумба появился в середине 1980-х годов. Он представляет скульптуру тыквообразной формы, украшенную выгравированными узорами, напоминающие татуировки маконде. Первоначально Чануо вырезал фигуру «ситумба» (тыква), а потом она стала половиной тыквы, половиной другой фигуры. Современные стили Маконде и под-стили продолжают создаваться и в современное время.