Если даже в распоряжении только несколько часов на посещение Дар-эс-Салам, а хочется купить африканские подарки и сувениры, которые потом порадуют родных и друзей, то, не раздумывая, нужно сесть на автобус или взять такси и отправится на потрясающий (в отношении предлагаемых товаров) Рынок Ремесел в Мвенге. На рынке можно увидеть, как многие художники, ремесленники создают свои произведения, которые потом продаются по всей стране.
Как на любом подобном рынке, товары в Мвенге можно купить и совершенно недорого, если покупатель обладает определенным даром торговаться. Как правило, продавцы завышают цену в 3-4 раза.
Если что-то очень понравилось, то не стоит слишком бурно проявлять свой интерес, продавцы в этом случае просто-напросто не отстанут. Лучше не торопиться, посмотреть в других киосках и сравнить цены. Знание суахили не потребуется, многие торговцы неплохо общаются и на английском языке. Среди особых изделий, заинтересовывающих туристов в Танзании, – канга, живопись Тингатинга, скульптура Маконде.
Африканская канга (или ханга), очень красочная одежда, подобная саронгу. Её носят женщины, иногда мужчины на территории всей Восточной Африки. Хлопчатобумажная печатная ткань, размером 1.5 на 1.1 метр, с каймой по четырем сторонам (на суахили она называется «пиндо» – «бахрома»). Центральная часть (мджи) отличается рисунком. Название канга происходит от древнего глагола древнего «ку-канга» (на банту (суахили) означает заворачивать).
Канг появились на побережье Восточной Африки в середине 19 столетия. Сказано, что идея принадлежала некоторым дамам в Занзибаре. Они стали создавать для себя одеяния чрезвычайно индивидуального дизайна из печатных платков. Смелых ярких цветов ханга на широком нижнем крае мджи имеет полосу, на ней находится надпись, обычно на суахили, иногда на арабском или коморском языке.
Деталь, предположительно, развитая известным торговцем в Момбасе (Кения) по имени Кадердина Хайее Ессак, больше известный как Абдулла. Сообщение называется урумбе или джина (буквально «имя») ханги. Это пословица, загадка, афоризм, колкость или благословение. Джина – сообщение, которым можно сказать всё!
В других странах, где изготавливают собственные ханг, надписи делают на своих основных языках – например, в Мадагаскаре (называют ламба) традиционные пословицы (охаболана) на малагасийском языке, также как в Замбии, Малави.
Канга это не просто красивый кусок ткани, а важный предмет культуры суахили, поэтому он всегда разрабатывается с чрезвычайной заботой, обращаясь в полной мере к будущим пользователям. Канга, которой не уделено должного внимания не заслуживает не только имени, его не будут носить, а использовать в лучшем случае как кухонный передник. Кроме практической и декоративной роли - это и забота, и благословение, и наставление, и поздравление. Например, фрукты, цветы, лодка, птица подразумевают хорошее воспитание или оценку красоты. Лев, акула, другое хищное животное как символы могут предупреждать об опасности.
Орнаменты и сообразно мотивы поражают разнообразием. Начиная с традиционного «пейсли», еды, животных, религиозных деятелей, политиков, архитектурных объектов к постмодернистским абстракциям, машинам и другим транспортным средствам, даже слесарным инструментам. И главное, ханга находится в постоянном развитии.
Мджи и джина - две особенности, которые обычно и дают канг имена, следовательно, благодаря ним канг обретают свою популярность. Мджи – существенная часть канг, но яркие рисунки могут быть «омрачены» контекстом джина. Джина обычно печатается прописными буквами цветом, соответствующим центральному мотиву, обычно на белом фоне, для удобного прочтения. Если мджи – определенный объект (фрукты, животное, цветок, орнамент и так далее), то канга называется по этому рисунку. Если мджи не имеет знакового рисунка, то имя канга получает от джина. Например, основной мотив утка (бата), соответственно канга называется канга - «бата», орнамент ковер – «мкека», птица – «ндеге».
Имя «кикулачо» происходит от надписи: «Кикулачо кингуони мвако» (Сокровище, которое вы ищите, перед вами). Или «мама нипе ради» - надпись: «Мама нипе ради куиши на вату кази» (примерно, Мама, благослови меня).
Некоторые примеры джина:
«Прекратите распространять слухи, вместо этого почитайте Бога».
«Те, у кого нет этого, хвастают им. Те, у кого оно есть – молчат» (о богатстве).
«Трость слабого человека не имеет никакой власти» (или права).
«Никто не совершенен».
«Моя судьба – быть бедным, так почему я должен восторгаться чем-либо?»
«Имей дубинку в руках, а нож в кармане». Это высказывание имеет отношение к традиционному оружию и фактически указывает на действия, которые необходимы в непредвиденных ситуациях, когда первая стратегия потерпела неудачу.
«Я скажу Вам правду, даже если Вы возненавидите меня за это!»
«Благословенны те, кто бежит к Богу».
«Уважение – не рабство». Надпись напоминает, что уважение часто подменяется подобострастием, по существу рабством.
«Это моя сумка, где я могу скрыть свои тайны».
«Ид приносит всем особое счастье». Ид (Ураза-байрам) – важный мусульманский праздник.
«Даже, если у меня ничего нет, я не оставляю желания получить то, что я хочу».
«Сбережения никогда не портятся».
«Жадность никогда не бывает полезной».
«Тот, кто любит одноглазого, назовет его (или её) косоглазый». Имеется в виду, что человек влюбленный не видит недостатков и изъянов в своём партнёре.
«Я знаю правду, и только жду Вас, чтобы начать болтать» (порочные слухи).
«Деревенский петух не кричит в городе». Власть и авторитет деревни не имеет значения в большом городе.
«Место, где добро, будет благословенно».
«Благословение родителей приносит счастье и мир».
«Пожалеешь розги, испортишь ребенка»
«Приветствую Вас, Гость»
«Добро пожаловать всем приглашенным на свадьбу нашего ребенка».
«Счастливого Рождества и с Новым Годом».
Точно так же, как организаторы предвыборных кампаний в других странах печатают футболки, чтобы направить сообщения избирателям, канга – важный инструмент для мобилизации людей в Восточной Африке. Принимая во внимание, что футболки носят и мужчины и женщины, канга всё же больше обращается к дамам. А завоевать поддержку женщин, что может быть лучше! Кроме того, благодаря своей простоте, канга одевают на политические собрания в качестве идентификации людей, принадлежащих той или иной партии. Также в других рабочих проектах, к примеру, в мероприятиях, проводимых здравоохранительными организациями.
Дополнительно к канга можно купить и китенге (или читенге), предмет одежды, который оборачивают вокруг груди или талии, иногда как косынку или слинг. Весь комплект стоит примерно 4000 танзанийских шиллингов. Печать на ткани сделана традиционной техникой батика. И многие мотивы имеют также как на канга символическое значение. Ткани используются в качестве материалов для пошива рубашек и платьев, а могут служить великолепной декорацией в интерьере.