Царский Путь, регион в Иордании, его название происходит от древнего торгового маршрута, который проходил в границах современной области. Это всемирно известные города Мадаба, Керак, Заповедник Дана, Мертвое море расположены в регионе Царский путь. Охватывающий различные экологические зоны, от покрытой деревьями горной местности, открытых плато с сельскохозяйственными угодьями, глубокими ущельями к окраинам восточной пустыни и теплому тропическому заливу Акаба, 335- километровый Царский Путь предлагает потрясающее путешествие в Древний Мир.
Богатейшие места археологических раскопок доисторических поселений, библейских городов царств Аммон, Моав и Эдом, замков крестоносцев, самые прекрасные участки, где можно видеть ранние христианские византийские мозаики, иродианские крепости, набатейские храмы, исламские города, римские форты, и несравненная столица Набатейского царства - Петра.
Царский путь как торговый маршрут в древности имел жизненно важное значение для царств Ближнего Востока. Начинаясь в Египте, он прокладывал путь через Синайский полуостров в Акабу. Оттуда поворачивал на север через Иорданию, ведя в прекрасный Дамаск и в Междуречье. В библейской Книге Чисел Моисей просит разрешение у царя Эдома за плату провести своих людей на север через землю Эдомскую (в южной Иордании)
В сегодняшние дни лучшим способом исследовать «царскую дорогу», арендовать автомобиль в Аммане или Акабе и провести в пути два-три дня, наслаждаясь прекрасным путешествием. К тому же поездка, можно гарантировать с абсолютной уверенностью, будет приятная и в плане сервиса. По дороге расположено много мотелей и отелей, в Петре, Кераке, Мадабе, не говоря уже о ресторанах и кафе, станциях технического обслуживания, специальных мест отдыха для туристов. Можно не сомневаться в том, что это будет поистине царский путь.
Из Аммана «царский путь» проходит на юг через богатые пшеницей земли известного в Библии царства аммонитян. Главным городом Аммонского царства был Раббат-Аммон (ныне столица Иордании Амман).
Есевон, древний город, расположенный к востоку от реки Иордан - Тел Хесбан (Курган Хесбан), сейчас больше известный как Тол Хисбан (высокий Хисбан). Сегодня - небольшой сельскохозяйственный город на границе со степными землями, расположенный в девяти километрах от Мадабы.
Археологические раскопки ведутся на сайте с 1968 года в контексте библейской археологии и антропологической археологии (последний раз летом 2010 года). Это один из самых грандиозных археологических проектов в Иордании (в рамках Madaba Plains Project).
Самым характерным является плоская вершина археологического холма, что свидетельствует о последовательных этапах заселения территории на протяжении всей истории. Были обнаружены каменные и кремниевые орудия, относящиеся к эпохе палеолита, некрополь бронзового века, построенный в железный век сухой ров.
Столица аморейского царства (900-500 до н.э.), эллинистическая крепость (198-63 до н.э.), рисское поселение Эсбус (63 до н.э. – 350 н.э.), византийский духовный центр (350-650), торговый город в халифате Омейядов (650-750), региональная столица в халифате Аббасидов (750-1260), мамлюков (1260-1500) и османская деревня.
Экскурсия в Хесбане кажется порой нереальной, прежде всего из-за огромной сети туннелей и пещер, свидетелей больших эпох в истории человечества, среди которых крупная пещера бронзового века. Остатки храмов, акрополя, огромных резервуаров для хранения воды Особенно область богата руинами среднего исламского периода, конкретнее периодом мамлюков. Туннели служили в прошлом разным целям. Какие-то представляли помещения, где можно было скрыться в случае необходимости, от налоговых инспекторов. В других держали животных. Часть использовалась для хранения продуктов.
С византийской эпохи были открыты две церкви, обе с впечатляющими мозаичными полами, их можно увидеть в Музее Мозаики (или Археологический Парк) Мадабы. Одна представляла большую базилику, построенную ради паломнической цели. Резервуары для хранения воды использовались, чтобы обеспечить водой примерно 3000 домашних хозяйств, не считая паломников.
Когда мусульмане мирно завоевали город, христиане продолжали проживать в нём в течение достаточно долгого времени. В период Омейядов столицей был Дамаск, в Хисбане находилась военная династия, тогда же произошел раскол на религиозной почве. Хотя христиане так и продолжали жить в городе, особенно в его северной части. Доказательства землетрясения, произошедшего в седьмом веке, в следах от пожаров и изобилии поломанной глиняной посуды. После 9 или 10 веков, в период Абассидов, город был оставлен, но повторно заселен в 14 столетии.
В период Мамлюков огромное количество сахара провозилось через Хисбан, возможно, часть из него производили непосредственно там. Сахар использовался как наличность и экспортировался дальше в Европу. Административным центром Хисбан оставался в течение пятидесяти лет (1308-1356), пока действующий эмир не перенес столицу в Амман. Бедуины, проживавшие в Хисбане, любили «поиграть» в политику и когда мамлюкский султан Египта Аль-Насир Мухаммад лишился трона, они не только дали ему прибежище, но и помогли вернуть власть. Скорее всего, тогда Хисбан стал столицей Эль-Балка. Султан был благодарен и вложил немало средства в строительство города.