Отдел Древних Греции, этрусских и римских древностей, состоящий из трех залов, является самым старым в музее с коллекциями из средиземноморского бассейна, датирующимися от неолита до шестого столетия, охватывая эпохи от загадочной Кикладской цивилизации до Падения Римской империи. В открывшемся в 1793 году, часть произведений была приобретена ещё при Франциске I.
Среди самых знаменитых произведений – Венера Милосская, Ника Самофракийская, Саркофаг супругов (монументальная погребальная этрусская урна) из некрополей в Черветери, Аполлон или Мальчик из Пьомбино, кратер Антей.
Афродита Милосская или Венера Милосская, известная своей «безрукой» тайной была обнаружена в 1820 году на острове Милос. С момента своего открытия тайна окружает и её интерпретацию. Отсутствие деталей не позволяет точно идентифицировать богиню. Существует немало доказательств, что правая рука скульптуры опускалась по туловищу, кисть руки опиралась на поднятое левое колено, придерживая гиматий. Но её можно представить в самых разных положениях. Прислоненной к колонне, опирающейся на плечо Ареса или держащей разные атрибуты, в зависимости оттого, какая это богиня на самом деле. Афродита, морская богиня Амфитрита, которой поклонялись на Милосе, Артемида, одна из Данаид. Многие соглашаются признавать сходство с Афродитой из-за того, что богиню часто изображали полуобнаженной. В пользу Афродиты свидетельствуют и чувственные формы скульптуры. Возможно, во второй руке она держала зеркало, созерцая своё отражение.
Надменное беспристрастное выражение лица, его гармоничные черты согласуются с эстетикой пятого века до нашей эры. Изящное моделирование фигуры напоминает творения Праксителя и Скопаса, скульпторов четвертого века до нашей эры. Но вместе с тем нововведения в технике появились между третьим и первым веками до нашей эры, а именно геликоидальная композиция, интеграция фигуры в пространство, удлиненное тело с маленькой грудью, драпировка на бедрах. Нагота контрастирует со световыми и теневыми эффектами драпировки. Неразборчивая надпись на основании показывает, что это может быть работа Александроса из Антиохии.
Статуя состоит из двух блоков из паросского мрамора, встречающихся в середине, где валик гиматия. Подобный состав был характерен для эллинистического периода, что облегчало транспортировку статуи.
Едва касаясь правой ногой палубы корабля, Ника запечатлена художником в конце полета, но крылья ещё распахнуты, одежда кружиться на ней. Хитон из тончайшего сукна, половина тела завернута в гиматий, который ветер пытается с неё сорвать. Богиня приветствует победу. Жизненность, Движение, Реализм, Изящество характеризуют этот поразительный шедевр эллинистического искусства.
Ника Самофракийская, стоящая на лестнице Дару галереи Денон, статуя богини Ники из паросского мрамора, открытая в 1863 году на острове Самотраки на севере Эгейского моря в очень известном святилище, где свершались обряды мистерий, посвященные Кабирам – великим богам. Произведение было создано примерно в 190 году до нашей эры. Культ кабиров существовал на острове до прихода греков.
В настоящее время сложилось общепринятое мнение, что скульптура создавалась не столько в честь богини, а как аллегория Победы в морском сражении. В тот период морские сражения между различными силами, стремившимися доминировать в восточной части Средиземного моря, случались постоянно. Дарственной надписи на статуи не было найдено, частично сохранившаяся надпись на судне-базе включает слово Родос (из мастерской Родоса). В результате различных раскопок и реконструкций был сделан вывод, что статуя стояла на платформе на краю террасы на склоне холма над театром под открытым небом святилища Великих богов.
Аполлон или Курос из Пьомбино, бронзовая статуя (1,15 м. высотой), работа в стиле поздней архаики, курос, представляющий юного Аполлона. Его обнаружили в 1832 году во время кораблекрушения возле итальянского города Пьомбино в Этрурии, отсюда название.
Одно из очень немногих оригинальных греческих изделий из бронзы. С конца шестого столетия до нашей эры бронза стала популярной среди скульпторов, позволяя изображать и движения и эмоции легче, чем в мраморе. Но древние бронзовые статуи почти все были потеряны, поскольку их позже растапливали для получения драгоценного сплава.
На Аполлоне из Пьомбино сохранилась медная инкрустация на бровях, губах и сосках, а глаза (их нет) вероятно, были сделаны из другого материала. Надпись на дорическом языке на левой ноге (инкрустация серебром) означает преданность Афине и, скорее всего, имел лук в левой руке и фиалу (жертвенную чашу), преподносившуюся в качестве дара, в правой.
Саркофаг супругов, исключительный погребальный памятник (кремационная урна, согласующаяся с этрусскими традициями, связанными с культом мертвых) из древнего города Цере (Черветере) в Южной Этрурии, славившейся глиняной скульптурой. Глина являлась любимым материалом скульпторов, предлагая много возможностей, тем более, что в регион испытывал недостаток камня, подходящего для резьбы.
Покойные возлежат на ложе-клинии в позе пирующих (что соответствовало модным веяниям из Малой Азии), мужчина нежно обнимает, прислонившуюся к нему женщину, и они делают жест, предлагая духам разделить с ними вино, что символизирует пир в загробном мире. В левой руке женщина маленький круглый предмет, возможно, гранат, символ бессмертия.
Терракотовый Саркофаг супругов был найден Джанпьетро Кампана в 1845 году в некрополе Черветере. Его приобрел Наполеон III и благодаря своим размерам погребальная урна рассматривается чаще как саркофаг. Есть только один экземпляр похожий на эту работу, в Национальном музее вилла Джулия в Риме, по всей вероятности работа того же мастера.
Греческая вазопись прославлена не меньше архитектуры и скульптуры. Сначала чернофигурная, затем сменившая её к 530 годам до нашей эры краснофигурная. Краснофигурная вазопись освободила художников от жестких рамок, связанных с техникой чернофигурной вазописи, и позволила заполнять пространство сосудов фигурами в более естественных позах, в определенных ракурсах, что образовывала некоторую перспективу.
Греческие вазописцы работали в объединении с гончарами. Одним из очень известных художников вазописи был Евфроний, первые три десятилетия своей творческой судьбы проработавший гончаром. Он создавал композиции на распространенные мифологические темы, но также воспроизводил сцены повседневной жизни. На «Кратере Антей» объединены оба мотива. С одной стороны сосуда сцена музыкального конкурса. Юноша, держа в руке авлос, поднимается на платформу, окруженную его товарищами.
В то время как на другой стороне кратера идёт борьба между Гераклом и Антеем. Художник ярко изображает героев, с большим вниманием к деталям. Мускулатура тела Антея настолько реально изображена, можно предположить, что Евфроний наблюдал за спортсменами в жизни в процессе их обучения. Главная идея сцены, вероятно в том, что Евфроний противопоставляет цивилизованный греческий мир миру варваров. Женщины на заднем плане меньшего размера создают перспективу.