Любой столичный город, как бы ни был он светел и прекрасен соборами, дворцами, ресторанами и шикарными магазинами имеет свои «тёмные глубины». Жители города оставляют после себя разнообразные органогенные отложения, и знакомство с этим ликом расскажет иногда намного больше о городе, чем его внешний лоск. Безусловно, Париж не является исключением и, исследуя катакомбы, склепы, кладбища, коллекторы Города Света обнаруживаешь интересные истории.
Парижские канализации, «ле эгут де Пари», с гордостью носят прозвание «самый вонючий музей в мире». Этот действительно невероятный музей, находящийся под Парижем, далек от обычного представления о музеях.
Спускаясь по лестнице ниже улицы, в слабо освещенные канализационные системы Парижа посетителя приветствует не очень приятное дуновение и оглушительный звук падающей воды. Направляемый маршрут - некоторые сырые тоннели с гигантскими трубами над головой с постоянно капающей с них водой. Вход в музей на левом берегу реки Сены между рекой и набережной Орсе, рядом с мостом Альма, в 7-м округе Парижа.
В Париже в прошлом использовали реку и как источник питьевой воды и как место сливов. В Средневековье открытые канализационные люки, проложенные по центру улиц города, собирали сточные воды, направляя все нечистоты к прекрасной Сене. Такая система работала до 18 столетия, но когда город увеличился в размерах, соответственно выросло население, экосистема реки не смогла справляться с большим количеством отходов, что приводило к страшным дезинфекциям в городе и разгулу болезней, зачастую со смертельными исходами. Тошнотворная смердящая грязь Парижа того времени многим знакома по роману Патрика Зюскинда «Парфюмер» или его экранизации. Главный герой произведения Жан-Батист Грену работает на кожевенном заводе, расположенном на берегу Сены, - основном источнике загрязнений Парижа 18 столетия.
Проблемой серьезно решил заняться Наполеон, что являлось частью его честолюбивых надежд - реструктурировать Париж. Он мечтал даровать парижанам чистую воду. Была построена 30-километровая сводчатая сеть коллекторов. В 1850 году градостроитель Жорж Эжен Осман, известный как барон Осман, архитектор прямых широких бульваров при Наполеоне III, совместно с инженером Эженом Бельграном разработал проект, согласно нему канализации были устроены так, что сточные воды утекали далеко от Парижа. Дополнительно имелась отдельная система воды для питья.
В 1878 году канализационная система составляла 600 километров, и в течение долгого времени использовался принцип силы тяжести с подачей насосами, размещенными в окрестностях, где оно было необходимо. На каждой улице имелась собственная канализация и туннели были достаточно просторными, чтобы имеет возможность пройти и работать в них. Проект полностью закончили в 1894 году.
Виктор Гюго в романе «Отверженные» упоминает парижские канализации. Чтобы иметь достоверные данные о системе коллекторов, он просил своего друга Пьера Эммануэля Брунезо исследовать и предоставить ему исчерпывающий обзор этой стороны подземного мира Парижа. Жан Вальжан несет друга, раненого на баррикадах через канализационные туннели. Гюго пишет, что первое впечатление, которое испытал Вальжан, будто он ослеп, но зловонный запах напомнил, где он находится.
Любая улица Парижа, в том числе самая маленькая имеет свою канализацию. Каждый канализационный туннель в Париже назван также как и улица, находящаяся выше. Город ниже Города. Об этом писал Виктор Гюго: «Под ним есть ещё один Париж, Париж канализаций, имеющий свои улицы, переходы, площади, переулки…». Во время экскурсии посетители не имеют «тесного контакта» со сточными водами и вряд ли встретят крыс.
Канализационный тур, длящийся больше часа, включает показ фильма об истории канализации, фотовыставку, знакомство с экспонатами в музейном зале и прогулку по лабиринту туннелей под инструкцией работников канализационной системы. Здесь даже есть сувенирный магазин. Помимо истории канализации в музее хорошо освещены вопросы экологии реки на данный период, качества воды по сравнению с прошлыми годами.
Среди многих экспонатов музея канализации интересны деревянные «промывочные» лодки, гигантские деревянные шары, которые скатывали в канализацию и они работали как гигантские задвижки, собирая ил в ловушку и в то же время позволяя протекать воде.