Волшебные, таинственные, завораживающие звуки… Марракеш.
Одно из тех мест в мире, чьё название уже очаровывает, рисуя в воображении особенности города. Темноватую Медину с глиняными стенами зданий цвета охры, почему и зовется «городом цвета охры», узорчатой резьбой на решетках окон, старые базары с невероятными сокровищами, ароматы специй, зеленые рощи финиковых пальм на фоне синего-синего неба… Расположенный в предгорьях снежного Атласа, Марракеш, один из четырех имперских городов Марокко, большой, шумный, не без средневекового зловония, полный истории и культуры, красивый и манящий.
Основанный в 1070 году Юсуфом ибн Ташфином, главнокомандующим войсками Альморавидов, принявшим титул эмира, который устроил свою резиденцию и развил сельскохозяйственные области у подножия Высокого Атласа, Марракеш в Северной Африке стал городом больше всего известным благодаря зеленым насаждениям.
В 12 веке при Альмохадах, основоположником династии калифом Абд аль-Мумином, были созданы два больших сада в предместьях города: символ Марракеша – сады Менара и сады Агдал. Сады являлись центрами фруктового и овощного производства, также как местами для культивирования, тестирования и акклиматизации новых видов растений. Служили местами для встреч, приемов, проведения фестивалей, спортивных состязаний, военных подготовок. Предположительно название «менара» происходит от симпатичного павильона с зеленой пирамидальной крышей, построенном в 16 столетии при династии Саадитов. Павильон и искусственное озеро в окружении фруктовых садов и оливковых рощ. Озеро, грунтовые воды в которое поставляются с помощью сложной системы подземных каналов с нагорного водоносного слоя в Атласских горах, служит для орошения садов.
Сады Агдал, граничащие с южным краем Медины, функционировали и как производительные сады, служившие Медине и её жителям и как частные сады для удовольствий калифа.
Многие посетители Марракеша начинают свой вояж по городу со знаменитой Джема-эль-Фна - арены Медины. Популярное пространство для местных жителей и место паломничества всех туристов в Марракеше.
История площади начинается, как Марракеш стал столицей, при Альмохадах, с того времени она является символом города, не теряя жизненной силы и привлекательности, хотя формально никогда и не планированная как площадь. Традиционные функции Джема-эль-Фна никогда не ограничивались только торговлей. Это динамичное пространство служило разным целям, в том числе и религиозным собраниям и развлечениям. Веками марокканцы приходят на Джема-эль-Фна за едой, ради исцеления, но, прежде всего, ради удовольствия.
В течение дня она преимущественно занята киосками, где предлагают сок из свежевыжатых апельсинов. Площадь заполняют продавцы воды в красочных костюмах с традиционными кожаными бурдюками и латунными чашками. Музыканты, рассказчики, живописно повествующие эпические истории о войне и любви благодарной аудитории местных жителей. Торговцы традиционных лекарственных средств, люди с обезьянами, женщины, делающими татуировки хной, заклинатели змей, с удовольствием позирующие фотографам, не бесплатно конечно. Как только солнце садиться, на площади появляются десятки продовольственных палаток, превращая в один из самых оживленных ресторанов на открытом воздухе в мире.
Если есть желание хорошо поесть в Марракеше, то нужно делать как местные жители, они с удовольствием кушают в продовольственных палатках на площади. Распространенное заблуждение, что киоски ориентированы исключительно на туристов. На самом деле, традиция существует задолго до того времени, как Марракеш приобрел популярность как туристическое место назначения. Все продовольственные палатки лицензированные и строго контролируются правительством, а особенно сейчас, когда такой способ питания стал востребован у туристов.
Есть несколько объяснений происхождения названия площади. Джема - арабское обозначение для «сбора» или «собрания», иногда с религиозной коннотацией «мечеть». Фна означает «ничего», «конец», «смерть» или «двор, пространство перед домом». Интерпретация «джема-эль-фна» относится, возможно, к не построенной мечети, запланированной шерифом Ахмад аль-Мансуром шерифом Марокко в 1578 - 1603 годах, представлявшим династию Саадитов. Другое объяснение – «сбор в конце Мира».
Весь исторический центр Марракеша фактически базар. Джема-эль-Фна окружена бесконечным лабиринтом суков в переулках, охватывающих всю Медину. Здесь можно купить практически все - от специи до обуви, джеллабы, таджины, многое, многое другое. Столы прогибаются под весом тяжелых ювелирных изделий из серебра. Торговцы громко расхваливают свой товар – бюстгальтеры всех размеров или вездесущие кожаные тапочки. «Мадам, сюда», «Месье, посмотрите», - только и слышится с «трибун» со сложными пирамидами из фиников, сушеных фруктов…
Честно сказать, никакой Париж или Милан не смогут конкурировать с Марракешом, где ремесленники ежедневно создают новые произведения, следуя многовековым традициям и используя древние инструменты. В северных суках (рыночные улицы), современные маалемы (ремесленники) бережно поддерживают освященными веками традиционные отрасли, как кузнечное дело, изготовление сёдел, вырезание музыкальных инструментов.
Вдоль Руе Дар эль-Баша стоит посетить фондуки – караван-сараи. Некоторые по-прежнему используются, особенно берберами торговцами, привозящими ковры и другие товары для продажи из окружающих деревень, но большинство представляют школы ремесленников, работающими над товарами для продажи на рынке. Их легко определить по внутренним дворам, как правило, с галереями на верхних этажах. Все фондуки открыты и в них с удовольствием приветствуют посетителей.