Ресторан «Аль-Джамаль Бадави», одно из самых интересных мест в Стамбуле (в районе Бешикташ), благодаря превосходной кухне и потрясающему турецко-арабскому кабаре-шоу. Большую роль в создании оригинальной атмосферы играет интересный интерьер заведения, вдохновленный турецкой баней, хаммам, которая помимо своей прямой функции представляла в прошлом социальный центр. Во многих случаях «хаммамы», особенно женские, становились кроме своего прямого назначения местами развлечений, с танцами, угощениями, проведением разных праздничных церемоний.
Зал ресторана «Аль-Джамаль Бадави» состоит из отдельных «номеров», рассчитанных на небольшую компанию людей, предлагая расслабиться в комфортной, дружеской и несколько интимной обстановке. Обед начинается в восемь часов вечера с мезе, вина и ракы. Меню включает закуски, горячие закуски, горячие блюда и разнообразные алкогольные напитки.
Еда очень вкусная и высокого качества. Единственное, в вечерние часы, когда ресторан заполнен до придела, обслуживающий персонал оказывается настолько занятым, что может возникнуть необходимость повторить свои пожелания. Примерно в половину десятого начинается недолгое по продолжительности, но очень зрелищное шоу, собственно ради которого и зашел разговор о самом ресторане. Танец живота, но не только в исполнении танцовщиц, но и зенне-танцоров, в разговорной турецкой речи слово означает исполнителя танца живота.
В нескольких ночных клубах Стамбула сохраняется эта утонченная, мастерски исполняемая форма танца живота. Зенне-танцоры - волшебники своего ремесла, владеющие гипнотизирующей пластикой. Они, прежде всего, демонстрируют умение, а не на показную сексуальность, что можно часто видеть, когда танец живота исполняют женщины. Консерваторы в Турции выступают против мужского танца живота, но фактически практика имеет долгую историю, особенно в Турции, где она процветала в 17-19 века, приветствуемая султанами.
В течение долгого периода Османской империи танец являлся формой развлечения для людей благородных сословий и для простого народа. К сожалению, танцевальные традиции почти не сохранились до настоящего времени и информация крайне ограничена. Те описания, которые дают картины европейских художников нельзя в полной степени назвать достоверными, поскольку многие художники изображали не то, что видели, а больше, то, что воображали. Как, например, рабыни танцующие голыми в гаремах (откуда им было знать, что так могло быть на самом деле?). Вернее будет обратиться к миниатюрам оттоманского периода, работам непрофессиональных художников, целью которых являлось собирать любую информацию об Османской империи для европейских монархов.
Танцы (ракс) Османского периода, имеющие исторические корни в народном театре и пантомиме, известны трех типов. Танцы, исполняемые «ченги» - раккас и раккасе - танцорами и танцовщицами, но позднее так стали называть только женщин танцовщиц, которые выступали исключительно для закрытого узкого круга людей. Слово «ченги» происходит от слова «ченг» (тип арфы, на которой играют, положив её на колени). Ченги танцевали с чальпара (кастаньеты), на смену которых позже пришли цимбалы (зиль) или носовыми платками. Костюмы у ченги были очень декоративными, скрывавшими всё тело, кроме лица и кистей рук. Некоторые ченги во время танца жонглировали фарфоровыми блюдцами, крутя их на кончиках пальцев, и назывались «кясебаз» (жонглеры блюда).
Мужчин, исполнителей танцев, именовали кучек. Кучек («детёныш», множественное число кучеклер) – одна из существенных особенностей в культуре Османской империи. Они обычно носили юбки и подражали в танце девушкам - женская походка, щелчки пальцами, медленные движения животом, наводящие на размышления жесты. У юношей были длинные вьющиеся волосы, свободно ниспадавшие на плечи. Это были очень чувственные, привлекательные, женоподобные молодые люди. Но и ченги (исполнительницы) могли исполнять в танце мужские роли, соответственно в мужском наряде. Когда кучеклер исполняли мужской танец, одетые в брюки и конической формы шапки. В этом случае их называли тавсан оглан (мальчик-зайчик), так как танец представлял серию энергичных шагов и прыжков, а исполнители делали гримасы, напоминая зайчиков.
Третий тип танцоров – джурджуна («шум»). Эти были больше похожи на клоунов, исполняя танцы в гротескной форме и произведя много шума. Они носили странные и смешные костюмы и маски, обычно появлялись в театральных представлениях (орта оюну).
Согласно историческим документам кучеклер выступали во время Рамадана, на банкетах, фестивалях, свадьбах, в том числе и для султанов. В других случаях они работали «сакис» в «мейханес» - обслуживали в тавернах, где подавали мезе, ракы и вино, также выступали Как известно, свадебные церемонии в Османскую эпоху нисколько не походили на современные свадьбы. Мужчины и женщины праздновали событие отдельно. И традиция мужчин-танцовщиков в определенной степени является отражением уединенного существования оттоманского мужчины, в лишенном женского присутствия общественном мире. Мальчики-танцоры были организованы в труппы. По сообщениям знаменитого турецкого путешественника Эвлия Челеби к середине 17 века существовало примерно 3000 танцоров в двенадцати труппах.
Обучение мастерству танца начиналось с семи-восьми лет и продолжалось около шести лет. Карьера танцующего мальчика продолжалась до того времени, пока он оставался безбородым и сохранял юношеский вид. Танцовщики выбирались из не мусульман. Это были дети главным образом из христианских семей. Мальчиков забирали от родителей в соответствие с известным налогом, «девширме», с подвластных османам государств.
В 1800-х во время правления султана Махмуда II танцы при дворе стали непопулярны, а в 1856 году профессия была официально запрещена, что вынудило многих кучеклер эмигрировать в другие страны, в первую очередь в Египет. В современное время кучеклер выступают главным образом в фольклорных шоу, но в течение нескольких последних лет наметилась тенденция нанимать клубами исполнителей зенне-танцоров. И надо признать, что они столь же популярны, если не больше, как любая из турецких прима-исполнительниц танца-живота.