Бесспорно, фейжоада - национальное блюдо Бразилии. Приготовленное из тушеной фасоли с говядиной и свининой, которое подают, как правило, с рисом - идеальное блюдо, особенно приветствуемое в карнавальный сезон. Правда, следует признать, что нет единого рецепта «фейжоада а бразилейра» в разных областях Бразилии, но такова важная концепция всей бразильской кухни, состоящая из трех основных моментов, объясняющих каким образом компоненты объединялись в ней на протяжении веков.
Сонья Роза, бразильская детская писательница, написала стихотворение, в котором в популярной форме рассказывает историю «фейжоада» в Бразилии.
«В дни рабства, когда на стол накрывала расторопная и страдающая темнокожая рабыня, она приготовила «путь освобождения». В кастрюле она смешала свою историю с историей её хозяина. Её хозяева были белые, черные были её руки. Но они помогли создать с их африканскими тайнами нашу ароматную бразильскую еду. И это более или менее походила на то, как во вкусном единении культуры, родилась фейжоада. И именно поэтому по сей день, кто пробует «фейжоаду», вдруг испытывает счастье, потому что каждый находит в ней вкус, близкий для него».
Существует несколько версий о происхождении блюда, из них самая популярная гласит, что оно было создано африканскими рабами, которые использовали разные части свинины, как уши, хвосты, то, что не ели их хозяева. Многие считают такую версию неправильной, так или нет, но известно, что африканская кулинарная культура была объединена в Бразилии с европейскими гастрономическими традициями. Для африканских рабов, работавших на хлопковых, какаовых, каучуковых плантациях, позже в местах добычи алмазов, тушеная фасоль являлась главным продуктом. Возможно, португальцы добавили в неё «лингиса» (колбасу), а индейцы «фарофа» (маниоковая мука, поджаренная с маслом, солью, беконом до золотистого цвета). В результате и появилось это сытное блюдо, источник энергии, очень необходимый работающему человеку. Таким образом, в том виде, в каком сегодня известно это блюдо, оно является продуктом непосредственного развития. Кулинария, как известно, не является статистической деятельностью, она динамична и может развиваться на разных скоростях, также как и проявляться по-разному.
Согласно Жан-Батисту Дебре, французскому художнику, прославившемуся как создателю серии литографий о жизни в Бразилии в начале 19 веке, будучи в Рио-де-Жанейро описывал еду, которую передавали заключенным в тюрьмах семьи (правительство не обязано было кормить заключенных). Она была приготовлена из свежего мяса, бекона, сушеного мяса, черных бобов, апельсинов и маниоки. В португальских отчетах того времени упоминается, что люди питались преимущественно бобами, беконом, свининой, рисом и зерном. Важно то, что история бразильского блюда «фейжоада» сосредоточена на истории бобов. Идея, что бразильская «фейжоада» (на португальском языке фейжан – боб) версия португальского тушеного мяса с бобами, только с белыми или красными бобами (в зависимости от региона), всё-таки необоснованна. Дело в том, что задолго до того, как португальцы или испанцы приземлились в Америках, бобы выращивали в этих землях более шести тысяч лет. В португальских отчетах конца 16 столетия говорится, что «есть много риса, бобов и фава бобов на этой земле». Карл Фридрих Густав Сейдлер, швейцарско-немецкий путешественник (нанятый агент по политическим вопросам), приехавший в Бразилию с целью разбогатеть, но потерпевший неудачу, после возвращения в Германию написал книгу (полную враждебности к стране), в которой упоминал, что бобы, особенно черные бобы, являются любимым национальным блюдом бразильцев. В Бразилии, как и в Португалии в девятнадцатом веке, люди во многом ещё и демонстрировали потребление свинины, чтобы доказать, что они не были евреями или мусульманами, даже после того, как инквизиция давно прекратила существование.
Возможно, было некоторое влияние португальской кухни на развитие «фейжоада», но оно не является решающим относительно блюда в его существующем виде. Исторически, всё-таки было и африканское влияние, несмотря на то, что в середине 19 века его подавали решительно в ресторанах высшего класса в таких городах как Рио и Ресифи. Некоторые исследователи утверждают, что оно было привезено в Бразилию португальскими колонистами, блюдо из так называемой «козинья горда» (жирная кухня) из монастырей.
В любом случае бразильская «фейжоада», которой посвящены песни и стихи, стала национальным символом.
Для приготовления бразильской «фейжоада» необходимы черные бобы, джерки (кусочки вяленой говядины, филе и язык), говядина, свинина, соленая свинина, копченые свиные ребрышки, соленые свиные ножки (можно добавить свиные уши, хвост), бекон, по крайней мере, два вида копченой колбасы, лавровые листья, лук, чеснок. Обычно подают блюдо с белым рисом, капустой, тонко нарезанной и пожаренной в пряном жирном соусе, нарезанными апельсинами. Важное дополнение к фейжоада – фарофа. Также добавляют перчики малагетта
В большинстве ресторанов в Бразилии назначается специальный день, когда подают это питательное блюдо. За пределами страны даже само слово фейжоада воспринимается с долей восхищения и готовится блюдо по разным рецептам. Проблема состоит в том, что правильные компоненты, необходимые для бразильской «фейжоада» сложно найти в других местах, вне Бразилии. И соответственно некоторые из них приходится замещать чем-то подобным.
Из-за «тяжелого» характера бобово-мясного микса бразильцы твердо полагают, что немного выпить кайпириньи не помешает, так как это позволяет уменьшить нездоровые эффекты. Другая рекомендуемая деятельность после кулинарного праздника – немного вздремнуть.