Мишон – священное место в окружении пейзажей волшебной красоты, дающее уникальную возможность прикоснуться к прекрасному миру древней истории культуры Тямпа. Расположенный недалеко от города Хойан храмовый комплекс привлекает тысячи и тысячи туристов из разных стран. Он был основан королем Бхадраварманом I в конце четвертого века и оставался духовным и культурным центром империи на протяжении веков.
Мишон, окрещенный французскими археологами «Долиной царей», представляет комплекс из частично разрушенных индуистских храмов, построенных между 4 и 15 веками правителями Тямпа (Чампа), посвященных богу Шиве. В общей сложности было построено более 70 храмов и башен, соединенных между собой сложными структурами из красного кирпича. Одним из первых, кто описал Мишон, был французский археолог Анри Парментье. Когда он начал свои исследования в 1899 году, то обнаружил руины 71 храма.
Это самый крупный археологический сайт тямпской цивилизации, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1999 году.
Государство Тямпа являлось индуистским царством, зародившееся в 3-4 веках на территории Хюэ и просуществовавшим в общей сложности с 7 до первой четверти 19 века на территории современного центрального и южного Вьетнама и достигшее апогея расцвета в 9-10 веках. Затем начался постепенный упадок царства под давлением государства Дайвьет, сосредоточенного в области современного Ханоя. В 1832 году Тямпа перестало существовать окончательно, когда Дайвет поглотило последние незначительные территории, принадлежащие тому, что ещё называлось Тямпой. Тямы, тесно связанные с малайской расой, представляющие этническую группу в Юго-Восточной Азии, - преемники этого царства. Они образовали ядро мусульманских сообществ во Вьетнаме и Камбодже.
Согласно хронологическим отчетам на каменной стеле в Мишон первым в архитектурном комплексе был деревянный храм, сгоревший в 16 веке, в котором поклонялись Шиве Бхадресвара (Бхадраварман I, первый индуистский князь на территории Хюэ, правил под именем бога Бхадресвара). Ученые, исследуя сайт, открыли многие исторические тайны и доказали, что Мишон являлся самым священным местом для тямов в течение всех упомянутых времен. Они построили взаимосвязанные храмы из обожженного кирпича и песчаника. Все структуры, как полагают, культового значения и классифицированы на несколько типов. Калан, как правило, башня, посвященная божеству или царю. Мандапа – прихожая смежная со святилищем. Косагрха или «дом огня», структура с седловиной крышей, использовалась для того, чтобы в ней размещать ценные предметы, принадлежащие божеству или готовить для него пищу. Гопура – башенные ворота в стене храмового комплекса.
Хотя время и войны уничтожили и разрушили многие структуры, сохранившиеся скульптурные и архитектурные произведения по-прежнему прекрасно отражают стили искусства тямпов. Искусствоведы классифицировали архитектурное и художественное наследие Тямпа на семь стилей или фаз развития. Каждый исторический период был уникален по-своему, таким образом, и храмы, построенные при разных правителях, характеризуются определенным архитектурным стилем. По мнению исследователей, тямпское искусство Мишон в целом является объединением различных стилей (каждый типичный для своего исторического периода). Их образцы можно видеть и в других местах Вьетнама (поэтому стили Мишон названы в соответствие с этими местами).
Все тямпские башни строились на фундаменте квадратной формы, и каждая состояла из трех частей. Прочная база башни, представлявшая мир человека, «священное тело» башни – мир духов, верхушка в форме человека, предлагающего цветы и фрукты, или деревьев, птиц, животных, олицетворяла вещи, которые всегда рядом с духами и людьми.
Большинство храмов сделано из красного кирпича, только один (с надписью B1) из камня. Декоративная резьба создавалась прямо на кирпичах, а не на плитах из песчаника, вставленных в кирпичные стены, как это можно наблюдать, например, в камбоджийском храме девятого века Баконг (в храмовом комплексе Ангкор). На сегодняшний день до конца так и не объяснены методы строительства, которые использовали тямы.
Храмы и башни расположены в девяти «группах», обозначенными A-G. По существу существует три основных зоны, есть ещё отдельные руины, но их намного сложнее найти, к тому же они гораздо меньше. Все «группы» соединены проторенными тропинками. Самой известной, определенной как шедевр тямпского искусства, была 24 метровая башня, украшенная скульптурами львов и слонов. Но в 1969 году во время бомбардировок американцами она была уничтожена.
В настоящее время проводятся восстановительные работы при поддержке международных экспертов под эгидой ЮНЕСКО, но сделать это крайне сложно, поскольку не существует достаточно точных свидетельств о методах и растворах, которые использовались при строительстве.
Многие артефакты, статуи танцовщиц, животных и божеств, которым поклонялись тямы, из Мишон можно увидеть в музее тямпской скульптуры в Дананге.