Масаи, возможно, самый известный во всем мире африканский народ, живущий в Кении и Северной Танзании, благодаря отличительным традициям, одежде, местам проживания возле национальных парков Восточной Африки - Серенгети, Нгоронгоро, Масаи-Мара.Общество масаи разделяется на шестнадцать кланов, из них двенадцать основные кланы.
Большинство масаи проживает в Кении. Население масаи по разным подсчетам оценивается примерно 1 000 000 человек, но его, безусловно, намного больше.
Точно определить непросто, поскольку масаи ведут полукочевой образ жизни и населяют деревни, построенные в очень отдаленных местах. К тому же масаи рассматривают всеобщую перепись категорично, считая её вмешательством в их свободный образ жизни, и предоставляют неправильный подсчёт количества людей тем, кто занимается сбором сведений.
Масаи всегда идут своим жизненным путём, они даже годы считают не так, как это делают другие. Год из двенадцати месяцев у масаи состоит из двух годов – год изобилия «ол-ари», совпадающий с сезоном дождей на огромных равнинах Серенгети и кратера Нгоронгоро. Затем наступает год голода «ол-амейу», когда дожди прекращаются, потоки иссякают, начинается Великий Исход антилоп гну, громоподобно двигающих по направлению к северу в поисках воды и пищи. Тогда трава Серенгети поджаривается и трещит под ногами, а толпы мальчиков масаи и воинов масаи совершают размашистые марафоны, чтобы найти средства пропитания для своего обожаемого рогатого скота - Символа Богатства, Благополучия, Процветания для этого удивительного пастырского сообщества.
Стереотипы, которые сложились у большинства людей, в представлении масаи, прежде всего, стройный и высокий человек - воин, сжимающий в одной руке копьё, обернутый красной тканью вокруг талии и по плечам. Мужчины исполняют танец-транс, прыжки на одном месте в течение нескольких часов.
Масаи пьют коровью кровь, смешанную с молоком, так как верят, что она делает тело здоровым и энергичным, детям и пожилым людям придаёт силы.
Чтобы проколоть яремную вену коровы, стрелу выпускают с близкого расстояния. Добыв кровь, животное не оставляют в таком состоянии, за ним тщательно ухаживают, пока рана полностью не заживёт. Коров для общественных церемоний, таких как обрезания или брачные церемонии, публично зарезают, и прежде чем мясо будет съедено, его благословляют старшие, играющие главнейшую роль в сообществе масаи в целом.
Еда мяса и питьё молока в мировоззрении масаи символизирует союз человека и Энкаи. Рогатый скот обладает качествами Энкаи, который для масаи – создатель мира.
Культура масаи сложная и интересная. Роли в масайском обществе определяются возрастом, положением, богатством. Мужчины являются воинами, и главная культурная традиция масаи связана с рогатым скотом. Чем больше рогатого скота, тем богаче воин, а это позволяет ему иметь ни одну жену. Масаи традиционно полигамные, это следствие древней и необходимой адаптации из-за высокой смертности среди детей и многочисленных случаев гибели воинов. Стада масаи многочисленные, масаи свято верят, что высшее божество Энкаи поручил весь рогатый скот людям масаи и если другие племена владеют рогатым скотом, то означает это, что они когда-то украли его у масаи.
К своим обрядам и традициям относятся с большой серьезностью и вряд ли позволяют посторонним наблюдать за многими аспектами жизнедеятельности. Энкаи, божество и в религиозном и в каждодневном контексте. Считается той, кто дает жизнь, создает и управляет всеми вещами. Традиционно является божеством гор и рек, создавшим небеса и землю.
У масаи любопытный словарь терминов, имеющий гендерные характеристики – это также часть их культурных традиций. Так «?nk-» (варианты ?-; ?m-) в словаре маа является женским префиксом. Соотвественно «энк-аи» имеет женский грамматический род, но некоторые масаи все же осмысливают Энкаи как мужчину. В одной из мифологических традиций он муж богини луны – Олапа.
Масаи именуют так и небо или энк-аи нарок, место, где живет Бог. Некоторые кланы масаи связывают с Энкаи дождь, в том смысле что бог посылает дождь на землю. Некоторые группы масаи считают, что он живет на вулкане Оль Дойньо Ленгаи на самом севере Танзании, на языке местного племени масаи означает Гора Бога. Энкаи имеет двойственную природу и может быть мстительным, тогда он Эн-каи Наньокие – Красный бог.
Главная фигура в религиозной системе – ол-лайбони, вовлеченный в шаманские пророчества, благословения, предсказания, уничтожение проклятий и исцеления, обеспечения успеха в военных разборках. Ритуальный эксперт, знахарь, пророк, имеющий самый высокий статус в обществе масаи. Но независимо от влияния и цельности многих ил- ойбонок (мн.ч.) они представляют только функцию личности, а не религиозную систему как таковую, поскольку многие масаи приняли христианство и мусульманство.
Исторически кочевой, затем полукочевой народ, масаи при строительстве своих деревень (эм-парнат (им-парнати, мн.ч.) – традиционная деревня и энк-анаса – большая деревня, почти город) традиционно рассчитывали только на легко доступные местные материалы.
Инк-аджиджик (ед.ч – энк-аджи), хижины масаи, формы «каравай» строятся с использованием ветвей, прутьев, травы. Структурный каркас состоит из деревянных шестов, установленных в выкопанную землю и переплетенный решеткой из мелких веток, которые оштукатуривают смесью из глины, прутьев, травы, коровьего навоза и мочи и пепла. Связующий раствор, приготовленный из навоза, смешанного с мочой и пеплом, очень крепкий, как и цемент, а высушенный на солнце он совершенно не пахнет. Коровий навоз гарантирует водостойкость крыши. Энкадж состоит из стены, задней части, двери, передней расширенной части дома, угла дома, крыши, «кануна» или где крыша простирается по стенам, отверстия для дыма,
С одной стороны дома комната, где находятся телята, ягнята, козлята. В другой комнате готовят пищу, едят, спят, общаются. Шкуры и подушки из сухих трав создают комфорт в хижине, на них члены семьи спят. Строительством хижин занимаются исключительно женщины и это их собственность.
Женщины очень стараются, строя дома, поддерживая их в хорошем состоянии, восстанавливая при необходимости. Неаккуратный дом, грязная посуда сразу же характеризуют женщину, которая живет в таком доме. Большинство женщин добиваются уважения со стороны соплеменников благодаря построенным ими домам. Э-сууджи называют ленивую грязнулю, которая не способна ни построить хороший дом, ни ухаживать за ним достойно. Скорость, с которой строится дом также важный показатель. Умелого, квалифицированного строителя чрезвычайно уважают, а медлительного называют энтуруай.
Поскольку масаи высокие, а дома маленькие, они не могут встать в них в полный рост. Единственные отверстия в домах дверной проем и крохотные окошки в крыше и стене, служащие вентиляцией. Деревни, состоящие из 8-15 хижин, окружены забором из колючей акации, который защищает людей и животных от хищных зверей. Ночью коров, овец и коз размещают в центре энканга в загоне.
У женщин помимо строительства хижин много обязанностей - они должны принести воду в калебасах, чаще с большого расстояния, собрать дрова, топливом служит также высушенный коровий навоз, согреть дом, подоить животных, приготовить еду для семьи. Но замужние женщины, как только забеременеют, освобождаются от всех тяжелых работ – доение и сбор дров. Сексуальные отношения в этот период также запрещены.
Общество масаи патриархальное, в котором старшие имеют почти абсолютную власть. Совет старейшин также призван вершить законные суды. Не существует строго определенного основного наказания, но суровые кары ждут убийц и тех, кто оскорбил старших. В обычных случаях требуются извинения и оплата штрафа в виде скотины.
Мужчины воины отвечают за безопасность, в то время как мальчики пасут домашнюю скотину. В период засухи и воины, и мальчики принимают на себя эту заботу. Каждое утро старшина деревни, восседая на своём стуле, объявляет график «дежурства» для всех. Ночь по праву принадлежит хищникам, но как только наступает утро, масаи выводят сотни и сотни своих животных на водопой и кормёжку.
Там же находятся и биологи, изучающие жизненные ритмы слонов и львов, туристы, собирающиеся поглазеть на пастухов масаи и дикую природу Восточной Африки, оправданно знаменитую. Люди, дикая природа и домашняя скотина все смешивается в едином сосуществовании! И это настоящая жизнь!