Руины Мачу-Пикчу в Перу - один из самых прекрасных и таинственных исторических участков в мире. Отдаленный древний город инков, расположенный на скалистом возвышении, объединяющем горы Мачу-Пикчу и Уайна-Пикчу. Скрытый в облаках он словно парит над долиной реки Урубамба.
Мачу-Пикчу считается шедевром архитектуры и инженерного строительства. Отличительные архитектурные и ландшафтные характеристики Мачу-Пикчу, а также завеса тайны, благодаря которой была создана большая часть литературных произведений, посвященных месту, сделало его одним из самых популярных туристических направлений на земле.
Согласно историческим документам середины шестнадцатого века город строился по приказу девятого правителя Империи Инков Пачакути приблизительно в 1440 году, он был одним из его резиденций и населялся до испанского завоевания Перу в 1532 году. Однако некоторые из лучших структур и очевидный церемониальный характер главного пути по направлению к городу показывают, что он мог использоваться как религиозное святилище. Вместе с тем город не мог быть одновременно правительственной резиденцией и святилищем.
Считается, что Мачу-Пикчу являлся «llaqta». Это термин, который определяет древние «побладос» (населенные пункты) в Центральных Андах, являвшиеся административными центрами Империи Инков в 15 - 16 веках. Они отличались от обычных городов тем, что основная часть населения в них была мобильной, люди проживали в течение нескольких сезонов, прежде чем их заменяла другая группа людей. Эти были «митани» то есть те, кто исполнял «обязательную очередность» (мита), принудительно трудился на общественных работах - строил дороги, здания, мосты, террасные поля и так далее. В пределах административных центров имелись группы государственных служащих.
Как предполагают, в Мачу-Пикчу проживало только до 750 человек и лишь небольшое сообщество оставалось здесь во время дождливого сезона, но только не благородное сословие. В соответствие с данными археологических исследований и документов колониальной эпохи, Мачу-Пикчу был необычным городом. Скорее местом, где уединялись сильные мира инков (что-то вроде римских вилл). Но еще не совсем ясно, какую роль он играл в жизни инков. Город был хорошо скрыт и отлично защищен. Чтобы добраться до него, нужно было бы пройти не через один наблюдательный пункт инков.
Испанские конквистадоры не обнаружили участок, и Мачу-Пикчу оставался скрытым до 20 столетия.
В один дождливый день 1911 года ученый, археолог из Йельского университета, Хайрам Бингем путешествовал в составе экспедиции по склонам. Он встретил местных крестьян, которые рассказали ему о том, что проживают в древнем городе.
В 1913 году об участке стало известно благодаря тому, что Национальное Географическое Общество посвятило Мачу-Пикчу весь апрель 1913 года. Хайрам Бингем предпринял несколько путешествий в затерянный город и проводил раскопки до 1915 года. Он написал много статей и книг о Мачу-Пикчу, а его книга «Потерянный город инков» стала бестселлером.
Инки установили много сотен каменных структур, но предания и мифы указывают, что Мачу-Пикчу («старая вершина» на языке кечуа) был священным местом намного раньше. Так оно или нет, но инка превратили участок в маленький (около 8050 кв. км.), но исключительный город. Возвышающийся над грохочущей рекой и невидимый снизу, полностью независимый, окруженный сельскохозяйственными террасами, которые орошались естественными источниками, и урожай в достаточной мере кормил население.
В городе находятся дворцы, храмы, ванны, чуланы, приблизительно 150 зданий в замечательно сохраненном состоянии. Структуры из серого гранита, являются чудесами архитектурного и эстетического гения. Многие из стандартных блоков каменной кладки весят более 50 тонн, но совмещены с замечательной точностью, и щели между камнями настолько малы, что невозможно между ними вставить лезвие тонкого ножа. Инки считали, что цельные скалы Земли не должны разделяться и город строили из свободных валунов, найденных в местности. Как считается, первоначально камни грубо обтесывались каменными кувалдами, а затем уже их отшлифовывали песчаником.
Немного известно об общественном или культовом назначении города в инкское время. Скелетные останки десяти женщин по отношению к одному мужчине позволили сделать предположение, что на участке располагались "дома избранных женщин". Но последующая остеологическая экспертиза костей показала равное соотношение, следовательно, Мачу-Пикчу не был исключительно храмовым городом для девственниц Инти.
Одна из первичных функций города – астрономическая лаборатория. Интиуатана (камень, привязывающий солнце) был точным показателем даты двух равноденствий и других существенных астрономических периодов. Интиуатана разработан так, чтобы можно было «привязать» солнце в полдень – 21 марта и 21 сентября. В это время солнце «садится со всей своей энергией на камень», и на мгновение «привязано» к нему. В такие периоды инки проводили церемонии, чтобы остановить дальнейшее продвижение солнца на север.
Существует выравнивание Интиуатана для декабрьского солнцестояния (летнее солнцестояние для южного полушария), когда на закате солнце находиться позади Пумасилло (Коготь Пумы), самая священная гора на западе Вилькабамбы.
В шаманистских легендах рассказывается, что когда тонко чувствующие люди касаются лбом камня Интиуатана, у них открывается возможность увидеть мир духов. Камни солнца были сакральными и очень важными объектами для инков. Зная это, испанцы с систематической последовательностью разрушали их. Для инков это означало, что божество умирало или покидало навсегда те места, где камень был разрушен. То, что испанцы не обнаружили Мачу-Пикчу, спасло Интиуатана, а значить его божество «живо и здорово».
Застроенная площадь Мачу-Пикчу составляет 530 метров в длину, 200 метров в ширину и включает, по меньшей мере, 172 огороженных мест. Комплекс четко разделен на две основных зоны: сельскохозяйственный сектор с множеством террас, расположенный на юге, и городскую область или цитадель, которая являлась местом, где люди проживали, осуществляли социальную и религиозную деятельность. Обе зоны отделены друг от друга 400-метровой стеной, рвом, лестницами, которые идут параллельно вниз по склону к востоку от горы. Значительная часть руин, которые можно увидеть сегодня, - результат последних реконструкций.
Городскую территорию археологи поделили по схеме сектора ханан (верхний) и хурин (нижний) в соответствие с традиционной иерархической системой андского общества. Внешне это деление отмечено удлиненной площадью, построенной на террасах на различных уровнях (в зависимости от склона горы). Храмы - часть верхнего города, в нижнем - разные хранилища и простые здания людей «нижнего» класса. Область, где проживало благородное сословие, представляет группу зданий, расположенных рядами по склону. Место проживания мудрых людей (амаутас) характеризуется красноватыми стенами, а дом принцесс (нюстас) имеет «комнаты» трапециевидной формы.
Архитектура приспособлена к естественным очертаниям гор. Здания устроены на широких параллельных террасах вокруг центральной площади, ориентированной по направлению восток-запад. Восточная часть города была жилой территорией, тогда как западная, отделенная площадью, использовалась в религиозных и церемониальных целях. В этой секции находится массивная башня, Торреон или храм Солнца, по всей видимости, служившая обсерваторией.
С центральной площади, окруженной каменными структурами без крыши и крутыми террасами, великолепно обозревается Уайна-Пикчу (Молодая вершина). На площади - зеленом оазисе среди каменных зданий комплекса Мачу-Пикчу - пасутся ламы и альпаки. Травянистая область центральной площади отделяет Священную площадь и Интиуатана от жилых районов на противоположной стороне комплекса.
Название «священная площадь» дано группе зданий, находящихся касательно внутреннего двора квадратной формы. С большой долей определенности можно сказать, что место предназначалось для проведения различных ритуалов. Оно включает два лучших здания во всей археологической области - храм Трех окон, стены которого состоят из больших многоугольных блоков, собранных как головоломка, и главный храм - из блоков более правильной формы. Главный храм включает так называемый «дом священника». Есть признаки, указывающие на то, что строительство всего «набора» не было закончено.
Лестничный пролет позади Священной площади спускается к Центральной площади, на более низком уровне которой «тюремная группа» - лабиринтообразный комплекс темниц, проходов, ниш под размер фигуры человека, расширяющихся в подполье и выше него. Главная достопримечательность этой группы - храм Кондора - потрясающий образец каменной кладки. Естественное горное образование сформировалось миллионы лет назад, а инка умело сформировали скалу в туловище птицы с распростертыми крыльями. На полу вырезанная из камня голова и шея кондора, завершающие трехмерный образ птицы. Под храмом небольшая пещера, в которой хранилась мумия.
Историки предполагают, что голова служила жертвенным алтарем. Согласно историческим хроникам, описывающих подобные тюремные территории у инков, обвиняемый человек (в таких грехах как лень, воровство, жадность) скованным находился в нише в течение трех дней, ожидая своей участи.
К югу от группы «Кондор» находились жилища элиты, которые имели частный доступ к одному из источников Мачу-Пикчу. Среди домов и внутренним двора «Кондора» были идентифицированы остатки конструкций, в которых выращивали морских свинок.
Лестница источников - комплекс, сформированный из большой лестницы, рядом с которой проходит система 16 искусственных водопадов, высеченных в многоугольных блоках и окруженных каналами, обработанными в скале. Вода поступает от источника на вершине холма Мачу Пикчу. Источник был канализирован во времена Империи. Дополнительная система наверху горы собирает дождевую воду, осуществляет её фильтрацию и направляет в канал.
Одно из самых интересных мест - погребальная горная хижина, место, где сохранялись мумии благородных инков.
В конце дня в Мачу-Пикчу со стороны погребальной горной хижины приходят ламы и алпаки, и эффективно «скашивают» травку. Здесь можно видеть начало "тропы инки", хорошо развитой дороги, соединяющей Куско с Мачу-Пикчу.
Экскурсия по длинной каменной лестнице к погребальной горной хижине утомительна, но она стоит затраченных усилий. Награда - панорамный вид на весь комплекс. Зрелище, захватывающее дух! Отсюда также можно спуститься по лестнице и войти в Королевскую гробницу, в которой покоились мумии правителей инков.
В северной части города находится Священный Камень, объект, характерный для почти каждой деревни инки. Прежде, чем город мог быть построен вообще, месту посвящался Священный камень. Священный Камень Мачу-Пикчу является отправной точкой пути к Уайна-Пикчу.
Перед планированием поездки в Мачу-Пикчу хорошо иметь в виду следующие моменты. Рекомендуемые месяцы для путешествия - май и июнь. В течение дня жарко, но в вечернее время температура опускается и становится прохладно. С собой необходимо иметь теплую одежду, средство от насекомых, солнцезащитный крем, также мешки для мусора.