Авалокитешвара, возможно, самое популярное буддийское божество, обожаемое во всем буддийском мире. Буддисты всех школ буддизма с почти беспримерным пылом поклоняются Авалокитешваре, начиная с его появления-осмысления в первом веке до нашей эры. Слово «авалокита» означает «наблюдать за звуками мира», «ишвара», бог. Полностью имя бодхисатвы интерпретируется по-разному, «божество, которое слышит/смотрит во всех направлениях» (владыка всезирающий) или «божество, слышащий самое сокровенное». Великий обет, данный бодхисатвой, не достигать состояния просветления, пока он слышит просьбы всех, кто испытывает трудности в нашем мире, и помогает им. Поэтому его рассматривают как воплощение сострадания всех Будд, божество бесконечного сострадания в буддизме Махаяны.
Согласно традиции Авалокитешвара имеет 108 имен, одно из них Натха (владыка), под которым Бодхисаттве поклоняются в Шри-Ланке. Доступный любому человеку повсюду через молитвы и просьбы, Авалокитешвара, как полагают, побывал на горе в отдаленной части Индии, где с высоты на уровне облаков, он услышал «крики мира». Гору называли Потала, она считается местожительства Авалокитешвара.
Сюаньцзан, знаменитый китайский буддийский монах-путешественник, ученый в правлении династии Тан, путешествовал по южной Индии в седьмом веке и хотя он сам не смог посетить Поталу, оставил её описания, основанные на рассказах очевидцев, которые, несмотря на сложность восхождения на гору, предпринимали попытки достигнуть высшего уровня, чтобы увидеть бодхисатву. Конечно, описания содержат немалую долю вымыслов, однако со временем священная гора стала символом волшебной райской земли, где растут редкие медицинские травы, самые прекрасные в мире цветы, обитают сказочные звери. Где каждый получает благословение, чтобы в следующей жизни родиться в присутствие Авалокитешвары и пребывать в блаженстве.
Желание посетить гору Потала было очень сильным, но реализовать большинству не удавалось. Таким образом, стали появляться «копии» священной горы, в Индии, Китае, Шри-Ланке.
Шриланкийская Потала - место проживания Авалокитешвары – Сигирия. Возвышаясь на двести метров, среди покрытой джунглями равнины, Сигирия представляет огромную скалу с плоской вершиной, на которой находятся руины, представляющие один из самых удивительных буддийских комплексов когда-либо построенных.
История строительства крепости-дворца-монастыря не выяснена до конца. Согласно исторической хронике шриланкийских царей «Чула-вамса» великолепнейший комплекс, являющий собой величественный шедевр шриланкийской архитектурной традиции, осевого и радиального проектирования города, был построен царем Кашьяпа I в пятом веке. Здания, сады и водные сады, тропы представлены в симметричных и ассиметричных элементах на различных уровнях, вызывая восхищение и любопытство путешественников на протяжении многих веков.
Комплекс состоит из центральной скалы, Сигирия или Львиная Скала, и двух прямоугольных участков на востоке и западе, окруженный двумя рвами и тремя валами.
Как рассказано в «Чула-вамса» Кашьяпа убил отца Датусена и узурпировал трон, но, опасаясь возмездия в лице брата, построил свой дворец под облаками. Когда Моггаллана, наконец, удалось настигнуть Кашьяпу, последний покончил жизнь самоубийством у подножия свое цитадели. Правда существует и другая версия, в которой Кашьяпа преданный сын и исполнитель воли отца. Хроника была написана спустя примерно семьсот лет после правления Кашьяпы, когда буддизм Махаяны практически исчез в Шри-Ланке. Названная Горой Льва (Сихагири) вероятнее всего она имела более определенное в буддийском контексте наименование - Гора Памяти (Сихигири).
В любом случае было оно именно так или нет, Сангха была установлена в этом месте задолго до царя Кашьяпы, монастырский комплекс продолжал существовать после него, и Сигирия функционировала как религиозный центр. Вокруг главной скалы в многочисленных пещерах имеются 24 надписи, датируемые 3 столетием до нашей эры и вторым столетием нашей эры, указывающие на то, что монахи-аскеты проживали в течение всего этого периода.
Позже Сигирия стала филиалом Абхайягири, монастырского центра буддийской школы Тхеравада, продолжая функционировать как монастырь, по крайней мере, до десятого столетия.
Комплекс включает руины дворца на плоской вершине скалы, террасу на среднем уровне с Воротами Льва и зеркальную стену с фресками, нижний дворец, цепляющийся за склоны скалы, рвы, сады. Сады Сигирии рассматриваются с научной точки зрения как один из самых важных аспектов для существующего места. Архитекторы создали три типа садов – водный, пещерный и каменный. Водные сады с бассейнами различной глубины, потоками, протекающими по мраморным плитам. В других водных садах каналы использовались для создания прохлады в павильонах. Подземные каналы продолжают работать, обеспечивая фонтаны водой. Каменные сады объединяли тропы с павильонами и водоемами.
Самой существенной особенностью скалы являлась львиная лестница, приводящая к дворцовому саду на вершине. Основываясь на настенных надписях, лестница вероятнее всего визуализировалась в колоссальную фигуру Льва, величественно возвышавшуюся на гранитной скале, обращенную лицом к северу, и внушавшую страх.
Через открытый рот Льва к вершине направляла лестница (из кирпичей и древесины с плиточной крышей). Все, что сохранилось, две огромного размера лапы, окружающая их кирпичная кладка, ступеньки, рощи на обрыве скалы, дает общее представление о размерах и формах Льва.
Большой популярностью Сигирия обязана также своей настенной росписью в некоторой степени напоминая о пещере Аджанта в Индии.
Сказано, что фрески в своё время покрывали всю западную стену скалы (140 метров в дину и 40 метров в высоту). Существую исторические ссылки, что было изображено 500 апсар, но многие изображения потеряны навсегда, так как были разрушены после того, как дворец стал вновь монастырем. Апсары – распространенный мотив в религиозной и дворцовой живописи азиатского искусства. Монахи стёрли некоторые фрески, изображавшие чувственных небесных танцовщиц, чтобы они не нарушали размышления. Есть ещё одна небольшая коллекция фресок, на поверхности породы в месте названном «пещерой капюшона кобры».
Хотя фрески относятся к периоду Анурадхапуры, стиль живописи считается уникальным и отличающимся от изображений Анурадхапуры. Контуры фигур окрашены таким образом, эффект глубокого цветного тона ближе к краю, что визуально увеличивают пространственность и количество фигур. В другой живописи периода Анурадхапуры встречаются аналогичные методы, но они не имеют отрывочных линий, характерных для стиля Сигирии, что свидетельствует оп определенной художественной школе.
Фрески Сигирии всегда находились в центре большого интереса и внимания, и в древние времена и в сегодняшние дни. Графити-стихи, посвященные апсарам, на зеркальной стене, оставленные разными посетителями, датируются с шестого до тринадцатого века. В общей сложности 1500 надписей было расшифровано. Отличительной чертой поэзии Сигирии является характерный стиль. Поэты выражали свои мысли поэтическим стилем, в индийской поэзии упоминаемой как муктака. Ощущение того, что поэты принадлежали к какой-то одной традиции, как выдающиеся художники, создавшие фрески на зеркальной стене.
«Зеркальная стена», попытка перевода слова, которое использовалось древними поэтами. Они использовали определение «кат битха» для стены, огораживающей галерею, приводящей к Львиной Лестнице.
«Кат Битха», историческая беллетристика, роман Дайя Диссанаяке, рассказывающий о Сигирии, через восприятие двух юных монахов. О том, как жили обычные люди в Шри-Ланке «много лун назад» описано в произведении максимально точно, благодаря древним надписям, литературным и археологическим исследованиям. В 1999 году Кат Битха был отмечен государственной литературной премией за лучший роман на английском языке. В ходе недавних раскопок были обнаружены миниатюрные терракотовые статуэтки, относящиеся к периоду после Кашьяпы. Они настоящие произведения искусства, в миниатюрных формах воспроизводящие изображения Сигирии. Эти статуэтки продавались в качестве сувениров для посетителей Сигирии. Некоторые из них находятся сегодня в музее Сигирии. Об этом в частности также упоминается в романе, о киосках, в которых продавались сувениры…в десятом веке.
Согласно надписям на стенах Сигирии, известковая штукатурка на стене кирпичной кладки полировалась настолько тщательно, что картины на противоположной боковой породе отражались в ней. И сегодня пятнадцать столетий спустя сияние на стене всё ещё может быть замечено.