Кэннин-дзи расположен почти в самом сердце Гион, в конце переулка Ханами, в двух шагах от переполненной людьми магистрали, ведущей к святыне Ясака, в пределах видимости Киёмидзу-дэра. Однако в отличие от этих двух основных туристических сайтов Киото, Кэннин-дзи до недавнего времени привлекал не так много посетителей.
Правда, кто-то, возможно, проходил мимо него, из одной части Гион в другую, но мало кто догадывался, что за высокими воротами в оазисе спокойствия хранится коллекция изысканных произведений японского искусства и оригинальные дзэн-сады.
Старейший в Киото дзэн-храм, штаб-квартира школы Риндзай дзэн (около 70 связанных между собой храмов по всей стране), был основан в 1202 году монахом Эйсай по повелению императора Цутимикадо и при поддержке второго сёгуна Камакурского сёгуната Минамото-но Ёрииэ.
Эйсай дважды побывал в Китае, во второй раз с целью добраться до Индии. Но нестабильная геополитическая обстановка помешала ему завершить задуманное. Тогда он и познакомился со школой Чань-буддизма. В Японию, кроме дзэн-буддизма, он привез традиции чайной церемонии, став популяризатором этих важных опор японской традиционной культуры. Эйсай похоронен на территории храма.
Изначально в храме практиковали религиозную традицию, сочетающую учения школы Тэндай, Сингон и дзэн-буддизма, но при одиннадцатом настоятеле Кэннин-дзи стал строго дзэн-храмом.
Он включал семь основных зданий. На протяжении веков храм пострадал от пожаров, был разрушен в войне годов Онин (вместе со всем Киото).
Первый раз храм восстановили в середине тринадцатого века при дзэн мастере Энни, затем в шестнадцатом веке благодаря пожертвованиям из близлежащих храмов Анкоку-дзи и Тофуку-дзи.
Но Тёкусимон (Ворота Императорского посланника) сохранились в своем оригинальном виде с периода Камакура (1192-1333), остались даже приметы времени – следы от стрел бродячих стрелков. Ходзё построен в период Муромати (1392-1573). Обе структуры являются важным национальным культурным достоянием.
Есть большой зал для медитации монахов, которые обучаются в дза-дзэн в течение нескольких лет, чтобы стать священниками.
Сегодня комплекс Кэннин-дзи включает Помещение Настоятеля (Ходзё), Зал Дхармы (Хатто), построенный в 1765 году, чайный домик, созданный в 1587 году по проекту чайного мастера Сэн но Рикю для Тоётоми Хидэёси, Тёкусимон.
В Кэннин-дзи можно увидеть много интересных вещей, но главное, конечно, это художественные шедевры, среди них одно из самых известных произведений японского искусства - «Фудзин и Райдзин, японские боги ветра и грома» Таварая Сотацу (работы Сотацу и он сам входят в число Национальных сокровищ Японии).
Все японские дети изучают это произведение в школе, хотя не все из них знают, где оно находится (оригинал экспонируются в Киотском Национальном музее, в Кэннин-дзи – копии, как правило, две).
Ходзё (помещение настоятеля) – главный зал храма, в котором исполняется большинство регулярных церемоний. Здесь же можно увидеть картины на фусима Хасимото Кансэцу (в стиле нихонга, был хорошо известен в Киотском художественном обществе, работая в период Сёва и Тайсо). Цикл смерти и возрождения - одна из самых известных его картин, состоит из 32 панелей, излагая учение буддизма и философию дзэн.
Ходзё обеспечивает доступ к некоторым из садов храма, с большой областью татами. Классический дзэн-сад - карэсансуй (карэ=сухой, сан=гора,суй=вода) Кэннин-дзи называется Тайю эн (большой сад). Однако жемчужина храма все же Тёуонтэй (сад звука прилива). Обозреваемый со всех четырех сторон мшистый сад с Сан-дзон-сэки (композиция из трех камней – буддийская триада), представляющая Будду и двух дзэн-монахов и камень для медитации. Особенно он живописен в период момидзи.
После того, как покидаешь главный зал, можно попробовать чай в лавке храма. Чай очень хороший, но необычный на вкус, соленый. И, конечно, отличный подарок из Японии.
Дхарма-зал, где священник проповедует доктрины, - Нэнгэ-до (сорвать цветок). Название зала связано с Цветочной проповедью.
На потолке зала можно видеть живопись драконов-близнецов. Охватывая весь потолок (175 квадратных метров) она создана в 2002 году к 800-летию храма современным художником Койдзуми Дзюнсаку (1924 – 2012). Работа над произведением продолжалась в течение двух лет. До этого времени Кэннин-дзи оставался единственным храмом дзэн-риндзай в Киото без драконов на потолке.
Ещё один сад храма с одиноким деревом в центре – «круг-квадрат-треугольник», основанный на знаменитом произведении каллиграфии настоятеля Сёфуку-дзи, Сэнгай Гибон (1750 – 1837). Идея заключается в том, что все вещи во Вселенной представлены этими тремя формами.
Кэннин-дзи окружают многочисленные храмы и святыни, среди них наиболее доступны Дзэнкё-ан, святыня Мариситэн, святыня Эбису (основана также Эйсай в то же время, когда и Кэннин-дзи, для защиты последнего, и известная как одна из трех великих святынь Эбису Японии).