Старая пинакотека, одна из старейших и очень важных для мирового искусства и культуры картинных галерей, расположенная в пригороде Мюнхена Макса. Более 800 шедевров исследуют этапы развития живописи, от средневековья до конца периода рококо.
Венецианское искусство «возглавляет» его главный представитель Тициан Вечеллио, голландскую живопись – Франс Хальс, работы Питера Пауля Рубенса (крупнейшая коллекция в мире) – один из основных моментов музея.
Старонемецкое искусство представляют Альбрехт Альтдорфер, Альфред Дюрер. Работы Дюрера в Старой Пинакотеке - «Четыре апостола», «Алтарь Паумгартнеров», два Автопортрета, среди них эпохальный и загадочный - 1500 года.
Самый знаменитый из автопортретов Дюрера был написан в 1500 году, символически обозначая конец и начало нового столетия. Конец 15 века был отмечен апокалипсическими пророчествами конца мира и портрет представляет Спасителя нового начала, поскольку вероятным образом Мир переживал обещанный Апокалипсис - Дюреру в то время было 28 лет.
Размер доски, 67.1 х 48.7 см, тщательно подбирался, чтобы усилить символику и синхронность событий – начало нового века и прекрасный возраст живописца.
67.1 см=28 франкфуртским дюймам (1 ф.д.= 2.39 см) – 67.1= 28 х 2.39 см, прямая символика цифры 28 (возраст Дюрера) и второе после 6 совершенное число, которое также играет важную роль в символике автопортрета.
Совершенное число - натуральное число, равное сумме всех своих собственных делителей, 28=1+2+4+7+14.
6, 28, 496 и 8128 были известны грекам. Каждое такое совершенное число является шестиугольным и поэтому треугольным, 28 – 4-шестиугольное и 7-треугольное.
Хорошо известно, что размеры для картин старые мастера всегда выбирали очень рационально, чтобы сообщить дополнительную информацию, которую невозможно передать посредством живописи и с другой стороны гарантировать гармонические отношения между отдельными частями и произведением в целом. Зачастую размеры картины скрывают очень глубокие тайны.
Как видно, франкфуртский дюйм не вписывается в ширину портрета и тут, как ни странно, появляется французская мера длины - французский (или королевский) фут= 32.47 см, 48.7 см = 1.5 х 32.47 см. Принимая во внимание, что Дюрер был признан как выдающийся мастер в Италии и Германии космополитический выбор не покажется необычным. Выбирая французский фут, Дюрер к тому же напомнил о том, что закончился 15 век и наступил 16 век.
Такие коды будут использоваться Дюрером и в двух других автопортретах (по ним также несложно определить возраст живописца).
Франкфуртский дюйм и французский фут пропорционально связаны – ещё одно объяснение того, почему Дюрер применил для определения размера два в одном. Франкфуртский дюйм=35,16 см 13/12 от французского фута, что равняется 32.48 см. 35.16: 32.48 = 13: 12 или другими словами 13 дюймов, полученных от французского фута раны 1 франкфуртскому дюйму.
Второй слой символического кода скрыт в модульном составе, регулирующем основное расположение линий и пропорций. Символика основывается вновь на специальных качествах чисел, особенно фигуративном аспекте треугольных чисел. Это отзвуки неоплатонической мысли и неопифагорейской традиции смешивания философских предположений с фигуративными числами.
Отношение размеров, 67.1: 48.7 см, близко к соотношению 11:8. 67.1: 48.7 см = 11: 8
11:8 снова объединяет абсолютное число 28, так как 11 - 1+1=2.
Диагональ прямоугольника 11:8 – sqr (185) или, почти без ошибки 13.6 модулей (13.6014705).
136 – подпись, идентифицирующая художника.
ALBRECHT DVRER = (1+12+2+18+5+3+8+20) + (4+22+18+5+18) = 136. Точно так же как и в живописи «Меланхолия» (в 1514 году) MELENCOLIA EINS=136 в простой латинской гематрии. Однако 136 имеет не только личное значение, но и более широкий контекст, рождение 16-ого столетия, так как сумма первых 16 чисел -136, поэтому 136 -16 - треугольное число.
Эрвин Панофский в «Жизни и искусстве Альбрехта Дюрера» обращает внимание на очевидную маскировку живописца под Христа и затем обращается к незаконченному произведению Сальватора Мунди «Спаситель», возможно, начатому в 1505 году. Эта идея выражена согласно латинской гематрии суммой основных модулей IESUS CHRISTUS = 190 или 110 + 80.
То же самое подтверждено также окружностью треугольника, состоящего из главных размеров (110 и из 80) и диагонали живописи (136), на сей раз в еврейской гематрии.
110 + 80 + 136 = 326 = IHShVH, Иешуа, (форма еврейского имени Иисус, полученная путем мистических рассуждений в разные периоды истории). IHShVH –имя Бога, имеющее отношение к шестому сфирот Древа Жизни (сфера энергии Христа и универсальной любви).
Согласно традиции, жизнь отмечена в семи циклах двенадцати лет, всего 84 лет, также поделенная на триады по 28 лет. Первый период включает первые четыре сфирот (малкут, йесод, ход и нецах), следующий 28летний цикл начинается с шестого сфирот, сферы солнца. В алхимических сочинениях эта стадия представлена как конец черной начальной стадии (нигредо) и начало следующей белой стадии в жизни претендента (альбедо). Таким образом, изображенная фигура идентифицируется с Христом (Логосом), скрытым во мраке ВОПРОСА. Таинственным произведение делает драма, неуверенность, что же выйдет из ТЕМНОТЫ?= спаситель или антихрист, или это два проявления одного и того же.
Геометрический анализ очень прост – элементарный шестиугольный состав, опирающийся на кончик пальца Дюрера, в двух перекрестах гексаграммы–подписи, подчеркивающие основную геометрию.