Культурный символ Лондона - Национальная галерея, расположенная на Трафальгарской площади, обладает одной из самых крупнейших коллекций западноевропейской живописи в мире, с тринадцатого до начала двадцатого века. Будучи в Лондоне нельзя упускать такую возможность, прикоснуться к удивительной атмосфере, созданной полотнами величающих живописцев, вдохновляющих миллионы посетителей со всего мира ежегодно. Тем более, что наслаждаться шедеврами искусства можно абсолютно бесплатно в течение 361 дня в году.
Поскольку коллекция принадлежит общественности Соединенного Королевства Великобритании вход бесплатный, за исключением только на некоторые специальные выставки.
В Национальной галерее представлены все главные художественные традиции западноевропейской живописи, это более 2300 работ, включая знаменитейшие произведения. «Святое семейство» Тициана Вичеллио, «Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка, «Похищение сабинянок» Питера Пауля Рубенса, «Венера с зеркалом» Диего Веласкеса, «Подсолнухи» Ван Гога...
Один из самых интересных и выдающихся художников, несколько произведений которого экспонируются в Национальной Галерее, нидерландский живописец Ян Госсарт, по прозванию Мабюз (Мобежский), которое он получил по городу Мобёж во Франции, где родился около 1470.
Мабюз первый голландский живописец, посетивший Рим (зимой 1509 года) - центр классической цивилизации. С того времени исследователи его искусства, начиная с Вазари, задаются вопросом, а принес ли в Нидерланды Ян Госсарт в изображение обнаженных фигур и мифологических сцен дух итальянского Возрождения. Безусловно, итальянские акценты в определенной степени присутствует, но они отражаются как некое изобретение художника.
Госсарт не был тем живописцем, который увидел удивительный свет, характерный для итальянской живописи, совсем немного доказательств того, что за проведенные шесть месяцев он обращал внимание, на что способны были его итальянские современники.
Покровителем Мабюза был герцог Бургундии Филипп. Филлип приехал в Рим с дипломатической миссией к Папе Римскому Юлию II, и Госсарт имел возможность проводить время в Ватикане в то время, когда там работал Микеланджело над своей Сикстинской капеллой и Рафаэль расписывал Станцы. Сложно предположить, что он не видел их работы, и тем страннее то, что они не оказали никакого влияния на живопись Госсарта. Очевидно, он полагал, что итальянцы не обладают тем, чему у них можно было бы научиться.
И вместе с тем одна из первых работ, законченных после возвращения из Рима, «Поклонение волхвов», находящаяся в Национальной галерее в Лондоне, - незабываемая живопись. Не потому что написана с характерным для старых мастеров классическим чувством, а тем, что это красивое интеллектуальное (и техническое) проявление таланта, мастерства живописца.
Фантастический архитектурный фон, волшебные костюмы на персонажах, роскошные атрибуты - всё вместе составляет сложнейший дизайн. Госсарт делит весь состав на две равные части – персонажи небесной сферы (вместе с поющими или танцующими ангелами) и смертные. Перспектива одной точкой сходится на крошечной фигуре пастуха на далеком расстоянии позади Марии, чья голова находится точно в центре, а все персонажи – волхвы и остальные сопровождающие формируют большое кольцо вокруг Марии.
Замечателен неподдельный восторг Госсарта в представлении роскошных деталей. Абсолютно реалистичный жемчуг на красной бархатной шапочке Каспара (восточный типаж), становящегося на колени, невероятные ковчеги в руках Мельхиора (белый человек), стоящего в почти балетной позиции и Бальтазара (мавр). Достойны примечаний и натуралистические детали, к примеру, бородавка на лице Каспара.
Всё изображено красочно, наглянцовано, подобно драгоценному камню, обладающему глубиной и богатством цвета. Живопись беззаботна, наполнена фантазией, манерной элегантностью, безусловно отражая изящность его покровителей, - а это и веселая Маргарита Австрийская, чей двор в Брюсселе считался одним из самых живых и изысканных во всей Европе.
Знаменательно произведение и тем, что это одно из самых первых изображений темнокожего человека (Бальтазар) в западноевропейском искусстве.
Другие произведения Яна Госсарта, которые можно увидеть в Национальной галерее, «Дева Мария с ребенком», «Магдалена», «Мужчина с четками», «Мужчина, держащий перчатку», «Юная Принцесса», «Пожилая пара» - терзающее описание старости, хроника дряхления.
И ещё несколько слов в продолжение художественного стиля Госсарта. Прекрасны портреты маленьких детей у Госсарта, он подмечает неуловимые качества, свойственные только детям. А вот обнаженные фигуры и мифологические сюжеты, которые Госсарт писал для брата Маргариты Филиппа Бургундского, прямо сказать, на вкус фламандцев, характеризуемого широким, но грубым юмором. Замечательно произведение «Адам и Ева», 1520 (в Королевской коллекции, Виндзор) интересно сравнить с «Адамом и Евой» другого великого мастера - Альбрехта Дюрера.
У Дюрера этот идеальные типы, изящные фигуры. По сравнению с ними герои Госсарта тяжеловесны - обычные земные люди, ведомые жаждой страсти и вместе с тем мучимые раскаянием.
Ещё интересно то, что Госсарт рассказывает историю, которая никогда до него не изображалась. Момент, когда Адам сделал первый укус яблока и у него появился кадык. В глазах Адама ужас, он прикладывает палец ко рту, как будто пытается вызвать рвоту. Источник его страданий – яблоко с отпечатком зубов, которое Ева держит в руке, прежде чем укусить его своим жадным чувственным ртом. Госсарт винит Еву за грехопадение, в то время как Дюрер не делает этого. Госсарт создавал не известные библейские образы, он их гуманизировал, наделяя обычными для человека чертами, характерами, как романист, придумывающий вымышленных персонажей.
Сладострастный покровитель Госсарта Филипп Бургундский заказывал живописцу произведения определенного – порнографического – характера. Скорее всего, это повлияло на способность живописца очеловечивать библейские и мифологические образы, вторгаться образно в жизнь мужчин, женщин, детей, которых он писал.