В мире французского тканья существует понятие с довольно интригующим названием «туаль де жуи». Набивные ткани, с изображениями исторических и пасторальных сцен, особенно популярные в декорировании интерьеров.
На французском языке туаль означает ткань (полотно, лён или холст), особенно такой тип, на котором можно рисовать. Название также относится к самой вещи, изготовленной из подобной ткани или к типу художественного оформления, напечатанного на такой же ткани. Традиционно, на белом или кремовом фоне изображен рисунок, сложная сцена, который повторяется по всей поверхности ткани.
Туаль де жуи или коротко туаль преимущественно используют в том, что связано с домашним текстилем (занавески, постельные принадлежности, обивка мебели). Популярен стиль тауль де жуи и на обоях, а в последнее время он используется и в предметах одежды, особенно на платьях или передниках, которые одевают по случаю тематических мероприятий.
История туаль де жуи началась в начале семнадцатого века. Вначале ткани с принтами, изображающими цветы или животных, привозились в европейские страны из Индии. Импортированные туаль оказались во Франции настолько популярными, что стали создавать угрозу местному ткацкому производству, не исключая и шелкопрядильные фабрики. В 1696 году Людовик XIV запретил ввозить туаль.
В 1759 году запрет был снят, а в 1760 году французско-немецкий промышленник Кристоф-Филипп Оберкампф основал фабрику в деревне Жуи-ан-Жоза, расположенной недалеко от Версаля. Место было выбрано из-за химических свойств воды в реке Бьевр, протекавшей в Жуи-ан-Жоза, позволяющей хорошо промывать ткани.
Первоначально в технике печати на тканях использовались деревянные доски, выгравированные и покрытые красками. В 1770 году их заменили гибкими медными пластинами, главным образом для увеличения механизированного производства. С 1797 года благодаря вращающему цилиндру, на фабрике стали изготовлять ткани с рисунками геометрических форм, вдохновленные главным образом мифологическими сюжетами.
Качество набивных тканей являлось настолько исключительным, что фабрика считалась одной из лучших в Европе. Но успех, к сожалению, был недолог, компания была объявлена в 1843 году банкротом, но вписала своё имя золотыми буквами в историю декоративно-прикладных искусств. В сегодняшние дни сохранено более чем 30 000 оригинальных проектов «туаль де жуи».
Безусловно, важную роль в процессе сыграли художники, создававшие разнообразные принты. Среди них особенно прославился Жан-Батист Юэ, пасторальными сценами в стиле рококо, испытывающих значительное влияние Франсуа Буше. Туаль де жуи, автором которых является Жан-Батист Юэ, экспонируются в знаменитых музеях - Институте Искусств в Детройте, Музее Виктории и Альберта в Лондоне, Музее декоративных искусств в Париже, Метрополитен-музее в Нью-Йорке и других
Хотя термин тауль де жуи и являлся торговой маркой для тканей Жуи-ан-Жоза, другие производства, например в Мюлузе, производящие аналогичные ткани также используют название. Таким образом, туаль де жуи стало общим определением тканей в этом стиле.
Стиль туаль де жуи идеально подходит для украшения интерьеров во французском классическом стиле и французском провинциальном стиле, появляясь в обивке мебели, обоях, постельном белье, подушках, абажурах и так далее. Современные дизайнеры часто вдохновляются оригинальными проектами туаль де жуи. Несмотря на современные интерпретации, они также могут упоминаться как туаль де жуи, но существуют определенные требования. Современные набивные ткани включают рисунки китайских фигур, итальянских пейзажей, цветы, птицы, херувимов.
Небольшая часть туаль в старинной рамке также может привнести в интерьер некоторое французское очарование. Изумительно смотрятся несколько подушек туаль де жуи, размещенных на диване и в большом кресле. Красиво застеленная постель белоснежным бельем и покрытая сверху туаль в розовом или синем цвете придаёт комнате эффект шика и роскоши.