Доминиканская республика многим кажется особенной и непонятной страной, с огромным количеством своих древнейших традиций и обычаев. В доминиканской культуре соединились разные стили индейских, испанских, африканских и американских традиций. Похожее смешение культур карибских островов сотворило креольскую культуру.
В испанской культуре до сих пор сохранились элементы культуры племени таино, несмотря на то, что само племя прекратило существование вскоре после оккупации острова испанцами. Испанцы пекут хлеб, строят дома и даже одалживают слова у этого племени. Возможно, это происходит из-за того, что культурное наследие племени действительно ценно и заслуживает подражания.
Таино жили на острове, который они назвали Aiti. Занимались они рыболовлей и обрабатыванием земли, а в виде церемоний у них проходили игры в мяч и курение табака. Вождем племени был кацик и жрецы.
В декабре 1492 г. Колумб организовал первое испанское поселение на острове в Новом Свете на севере Ла-Навидад. В1493 г. прибыв повторно на остров, он обнаружил, что поселение разрушено, а жители мертвы, тогда он основал новое поселение восточнее и назвал его Изабелла. Испанцы искали золото на острове, а коренное население заставляли работать в шахтах. 1503 г. Вышло правило: поселенцы получали право на участок земли, а индейцы должны были привлекаться к работе. С этого момента индейцы стали погибать от болезней, работодателей или даже от отчаяния.
Кацик, Гуарокуйя или Энрикильо, 14 лет воевал с колонизаторами и в 1533 г. заключил мирный договор между Испанией и Америкой.
Долгое время литература и искусство доминиканцев были европейского стиля, но уже в середине XIX в. появились традиционные произведения.
После модернизма в культуре возникли новые течения: постумизм, костумбризм, но. американская оккупация и диктатура остановила попытки самостоятельности в искусстве.
Только после 1970 г. искусство вернулось к индейским и африканским началам. Креольское движение в культуре разрасталось в Санто-Доминиго, в живописи воссоединились африканская экспрессия с индийской символикой, современная проза содержала элементы патриотизма и антиамериканскую тематику.
Художники и писатели искали темы для работ в социальном неравенстве, техническом прогрессе, местном фольклоре. Открываются театры, культурные учреждения, галереи, литературные сообщества.
Доминиканцы любят отмечать католические праздники, праздники культа Воду и, конечно же, карнавал. Обычно карнавал совпадает с Днем независимости, но празднования начинаются еще за несколько дней. Порядок карнавала определяется строго по традициям испанских поселенцев и африканской культуры. Главную роль играют страшные маски-дьяволы, оформленные в каждом регионе по-разному. Особенно сложными и дорогими карнавальные костюмы шьют в Ла-Веге и здесь их носят только мужчины. В Санто-Доминиго гуляют на набережной, в Сантьяго – на карнавале свиньи вооружение надутым мочевым пузырем, в Монте-Кристи – «быки» - участники нападают на зрителей, в Сан-Педро-де-Макорис – танцы под боевую музыку. Можно сказать, что карнавал – это главное событие в жизни Доминиканы. Подготовка к нему начинается за несколько недель для того, чтобы всё на празднике было безупречно.
В деревнях жители полюбили бои петухов и даже создают клуб фанатов этого развлечения, где на круглой арене происходят бои. Каждое подобное мероприятие отличается яркостью оформления и строгостью организации. Посетив бои, гости получают массу незабываемых впечатлений не только о петухах, но и культуре Доминиканы в целом.