Масаи практикуют множество обрядов и церемоний, каждая из которых является отражением культуры масаи и их самоопределением. Любая церемония символизирует новую жизнь. Это обряды инициирования и каждый масай с детства стремиться пройти все этапы жизни.
В антропологии «установление возраста» - социальная категория, когда группа, состоящая из людей одинакового возраста, которые имеют общие особенности, поддерживают тесные связи в течение длительного периода, и вместе проходят через серию возрастных инициаций. Практики «установления возраста» чрезвычайно важны в масайской культуре и в жизни мужчины имеют место быть четыре основных церемонии – эн-кипаата, э-мурата, э-уното, ол-нешер.
Эн-кипаата (мн. ч. ин-кипаата), первая церемония установления возраста или церемония перед обрезанием, организуемая отцами мальчиков.
Мальчики в возрасте 14-16 лет путешествуют всюду по землям масаи в течение примерно четырех месяцев, сопровождаемые группой старших.Для них формируют лагерь – э-маньятта (мн.ч. и-маньят) из 30-40 домов иногда один большой «церемониальный» дом, который выбирает ол-ойбони.
Маньятта строится в трех случаях в жизни мужчины – при установлении возраста, после обрезания и когда он становится старшим воином -«достижение совершеннолетия». Эманьятта, свободная зона и все могут посещать мальчиков. Часто мальчики просят отцов, чтобы матери переехали в лагерь, а также те женщины, кто будет строить энкаджи. Вот тут часто возникает проблема. Ревнивые мужья редко соглашаются, чтобы их жены переезжали в лагерь. Тем более, что некоторые женщины по возрасту подходят будущим воинам и между ними, вполне вероятно могут завязаться сексуальные отношения. У масаев сыновья очень близки с матерями. Парень может говорить со своей матерью обо всем. В масайской культуре мать тот человек, которая вскармливает, лелеет, воспитывает и обучает сыновей более правильным способом, чем отец.
Прежде, чем состоится церемония, среди мальчиков выбирают вождя, «олопоси олкитенг», но положение его, хотя и почетное, нельзя назвать приятным, он отвечает за грехи всех мальчиков. Ночь перед церемонией «эн-кипаата» мальчики проводят в лесу. Как только рассветает, мальчики бегут к маньятта и ведут себя как налетчики. Во время церемонии они надевают свободные одежды и танцуют без остановки в течение всего дня. Эта церемония знаменует переход в новую жизнь, после которой мальчики готовы к обрезанию (э-мурата).
У девочек, как таково подобной церемонии не существует, но они работают по дому, обретают все необходимые в семейной жизни навыки.
Э-мурата. Циркумцизия выполняется для тех, кто достиг половой зрелости и означает, что масай переходит во взрослую жизнь. Каждые пятнадцать лет или около этого названо новое поколение воинов – Ил-мурран.
По этому случаю проводятся торжественные церемонии. Мальчики должны доказать, что они готовы к вступлению во взрослую жизнь, показывая все признаки взрослого мужчины. Носят тяжелые копья, пасут огромные стада домашнего скота, приводят скотину, когда наступают сумерки, совершают ночные прогулки до другой деревни. Мальчики пасут скотину в течение семи дней, а на восьмой день их обрезают.
И мальчики и девочки принимают ледяной душ, очищая тем самым себя от прошлых грехов, и затем перед восходом солнца проходит операция-церемония, которая выполняется компетентным человеком (женщины для девочек, мужчина для мальчиков), без обезболивающих средств, используя острый нож и самодельный перевязочный материал из коровьей шкуры.
Мальчиков уважают за терпение во время операции, если он ни разу ни вздрогнул от боли. Если парень показывает, что ему больно, не говоря уже о вскриках, то удостаивается упрёков и насмешек, хотя и ненадолго. Процесс обрезания ювелирная и утомительная операция, а любое восклицание или вздрагивание к тому же могут привести к ошибке в процессе операции и соответственно проблемам в будущем - болезням, дисфункциям половых органов на всю жизнь. После обрезания и процесса заживления, инициированные мужчины готовы стать воинами, а женщины - к браку. Мальчики получают подарки от родственников и друзей, в виде скота, конечно.
Процесс выздоровления длиться 3-4 месяца, в течение этого времени очень болезненно мочеиспускание, иногда практически невозможно. Обрезанные мальчики носят черную одежду в течение 4-8 месяцев и живут в «маньятта». Лагерь может представлять или один большой дом или 20-40 хижин, построенных матерями мальчиков. Маньятта не имеет никакого оградительного забора, что подчеркивает роль масая - воина, как защитника сообщества.
Специальный шест устанавливается в центре лагеря в качестве флагштока. Флаг масаи привязан к нему и остается все время пока воины (муррано – воинство, воин - ол-муррани, воины – ил-мурран) находятся в лагере. Двух мурран выбирают главными, отвечающими за порядок в лагере. Это то место, где парни братаются, учатся ораторскому мастерству и навыкам в животноводстве. В течение десяти лет они проводят в лагере и не женятся до окончания церемонии э-уното.
В то время когда воин живет среди воинства в маньятта, он считается младшим воином (ол-килиьяй, молодой воин, только, что присоединившийся к муррано) и останется таковым в течение десяти лет, до окончания церемонии э-уното, после которой будет приобщен к младшему старшему воинству (Ол-ошорой – младший старший воин).
Церемония обрезания считается самым жизненно важным инициированием среди всех обрядов установления возраста в масайском обществе. Традиционно и мужчины и женщины стремились подвергнуться обрезанию. Для юношей быть обрезанным значит стать воином, взрослым мужчиной.
Наиболее распространенной формой обрезания для женщин является клиторидэктомия и выполняется она часто не масаи, а женщинами народа Доробо. Ножы и лезвия, которые используют для операции, изготовлены кузнецами, ил-киноно, поскольку сами масаи делают только оружия смерти (ножи, короткие мечи «ол алем», копья и так далее).
Так же как и парни, девушки носят после обрезания темную одежду, раскрашивают лица, а после окончания церемонии покрывают лица. Но важно отметить, что в 21 веке много молодых женщин масаи больше не проходят через обрезание, отчасти и из-за активных протестов со стороны мирового сообщества. Тем более что в Кении и Танзании клиторидэктомия считается незаконной операцией. В некоторых эпизодах операцию заменяют «обрезанием со словами», с танцами и песнями.
Однако практика обрезания глубоко внедрена в культуру масаи. К тому же следует принимать во внимание и тот факт, что мужчина масай может отвергнуть женщину, если она не обрезана, в качестве будущей жены, иначе говоря, она не вошла в новую жизнь, брачный период, и не достойна выкупа невесты. «Эн-таапаи» называют девушку, которая забеременела до обрезания. Секс между молодыми воинами и незамужними девушками считается нормой, в отличие от беременности перед обрезанием. Когда это происходит, девушке делают аборт.
Э-уното проходит в маньятта, состоящем в общей сложности из 49 домов, 49-ый известен как осинкира, дом ол-ойбони. Воины каждый день развлекают ол-ойбони. Во время случая воинам запрещено носить любое оружие. Перед церемонией воины должны вырастить восемь быков, которые будут распределены в день окончания церемонии.
До церемонии выбирают трех вождей. Ол-айгуэнани награждают особенно отобранной коровой. Ол-обору эн-кээнэ удостаивается кожаного ремня с узлом, символизирующим установление возраста. Узел будет развязан, чтобы освободить воинов от изолированного мира, в котором они пребывали, и позволит поступать им по своему усмотрению, невзирая на ровесников. Никто не хочет быть ол-отуно, которому придется отвечать не только за хорошие поступки, но и за все плохие действия своей группы. Во время церемонии поджигают рог животного, и воины обязаны вынуть его, прежде чем он сгорит. Никто не хочет сделать это, поскольку в течение своей жизни он будет неудачлив. Но если никто не вынет рог из огня, то вся возрастная группа будет проклята.
Через несколько месяцев после церемонии э-уното, когда мужчина становится старшим воином, он может жениться, но воины формируют небольшой лагерь для энк-анг э-кулэ (молочная церемония). До неё воины должны все ещё питаться вместе. Никакие оправдания не принимаются, даже если кто-то заболел. Пить можно вне лагеря, но только если женщины при этом не присутствуют. Цель табу заключается в том, чтобы молодые люди обрели полную уверенность в себе, приспособились к резким климатическим условиям, смогли не зависеть от матерей – главных кормилец. Каждый воин, закончивший обучение, должен побрить длинные волосы, окрашенные охрой. Мать бреет получившего высшее образование сына.
Следующее инициирование – энк-анг оо-нкири (мясная церемония), когда воинам позволено есть мясо, приготовленное женщинами, проживающими рядом с «мясным лагерем», состоящим из десяти-двадцати домов. Но женщин старшие избирают не любых, а тех, у кого есть только сыновья и чьи дома не отмечены никакими конфликтами. Особенным образом выбранного быка режут для церемонии.
Жена должна доказать своему мужу, что она не изменяла ему с кем-либо из младшей группы «установления возраста». Так они или нет, будет показано через ритуал шкуры быка, когда мужчины борются между собой, чтобы добраться до шкуры быка.
Женщине можно иметь сексуальные отношения на стороне только с мужчинами той же группы, из которой муж. Дело в том, что у масаи практикуется не только полигамия, но и полиандрия. Женщина выходит замуж не только за своего мужа, но и за всю возрастную группу. Любой мужчина, как ожидается, уступит свою постель, если к нему придет в гости ровесник. Но женщина сама решает присоединиться к гостю или нет. Если же она не откажется и после такого случая родиться ребенок, то официально он ребенок мужа.
Если женщина всё-таки будет уличена в неправильной неверности, чтобы вернуть уважение мужа и всей группы соответственно, она должна уйти в дом отца, где постараться получить от него корову. Никто не откажется от такого извинения, однако муж передаст корову своему другу в качестве подарка. Заканчивается мясная церемония тем, что мужчины и женщины борются друг с другом за особенно поджаренные мясные куски.
Заключительная церемония в пределах воинства старшее инициирование младшего воина в старшего в пределах «муррано» -ровесников - ол-нешер. После неё он становится старшим воином (Ол - неетиай – старший воин). Теперь он вполне самостоятелен и ответственен за свою семью. Воин может переехать жить из хозяйства отца и организовать собственное. Но отец (почтенный воин - ол-мориджой) всегда остается главным советчиком в принятии серьезных решений и так продолжается лет до 35, когда он станет Ол-нгеетиай – старшим (опытным) воином.
Ранним утром перед церемонией его бреет жена. Если у него не одна жена, то это обязанность старшей жены. Стул, на котором он сидит, становится «другом» на всю жизнь, пока не сломается. Если мужчина умрет до того момента, пока сломается стул, то старший сын наследует стул.