Хунсэ луйоу - «Красный туризм» в Китае продолжает интриговать многих, в том числе и людей в разных научных дисциплинах. Хотя, конечно, большинство людей считают, что эта туристическая отрасль (разделенная на подгруппы) все же больше - популярное развлечение. На самом деле его лучше описать как политические паломничества, в которых главную роль играет посещение национальных святынь, связанных с местами рождения, жительства, деятельности исторических коммунистических лидеров, местами «славных» сражений, кладбищами и мемориалами мучеников революции.
Китайские лидеры современности по-деловому отреагировали на спад интереса к идеологии путем создания этой достаточно обширной отрасли, назвав её «красным туризмом», как ответ на кризис идентичности своего народа, «чтобы возродить давно утраченное чувство классовой борьбы и смысл пролетарских принципов».
Во что верят граждане Китая сегодня? Есть ли в стране люди, которые по-прежнему заинтересованы в коммунистической идеологии? Приняв проактивный подход к этим вопросам, ККП решила выдвинуть историю на сцену, создать напоминания о революции в различных местах по всей стране и соответственно китайских гражданах, которые сделали эту страну великой. Более того, правительством была основана «Национальная координационная группа Красного туризма», созвана «Конференция по Красному туризму», в которой самое активное участие приняли члены Политбюро ККП.
Вообще путь развития «Красного туризма» можно проследить, начиная с 1949 года, когда люди начали совершать паломничества по «святым» местам, чтобы повторить опыт легендарного Великого похода китайских коммунистов, для того, чтобы проникнуться революционным духом. Большинство людей того поколения с готовностью приняли аскетизм как часть революционного наследия.
Но сегодня один мотив кардинально отличает этот подход от аналогичных компаний прошлого. Идея для современных китайцев заключается в том, чтобы хорошо провести время «со своей политической партией», отлично повеселиться в огромном парке «коммунистических развлечений». Например, полакомиться тушеной свининой, любимым блюдом Мао, на родине лидера, в Шаошань, выпить воды из колодца, вырытого, якобы, самим Мао в Жуйцзинь, поучаствовать в воспроизведенных эпизодах войны с Японией, с муляжами винтовок, в тематическом «Культурном парке Гоминь гэминцзюнь дибалуцзюнь» («8-ой армии Национально-революционной армии»). Аттракционы в тематическом парке представляют «национальные красные игры», включающие такие моменты как «штурм бревенчатого дома», «бросание гранаты».
Партийные учебные центры Китая посылают в подобные «революционные» места своих участников, своего рода консультантов, которые принимают непосредственное участие в организации образовательных праздников. Празднования событий, отмечающих ту или иную дату деятельности ККП, дни рождения великих деятелей партии также помогают узнать революционную историю страны, укрепить национальный престиж социалистических стран, но в то же время «революционное воспитание» приносит большую пользу экономике Китая. По данным партийной газеты, благодаря «красному туризму» в Китае были созданы миллионы рабочих мест, построены тысячи километров дорог, несколько новых аэропортов. Китайские патриоты могут прилететь в пустыню, в ту местность, где Китай испытал свою первую атомную бомбу в 1964 году.
Актер У Юнтхан, выступая в образе Мао, зарабатывает 10 000 юаней каждый месяц, кроме того имеет премии за то, что делает это каждый день. Его нелегко заменить (как исполнителя), а такая специфическая направленность приносит ему более высокий заработок на «рынке Мао». У рассказывает, что Мао является ему в его снах и интерпретирует это как то, что «он желает, чтобы актер играл его». У, «ослепленный» образом Мао, старается не говорить о том, что не вписывается в идеал, хотя он, будучи ребенком в 1960-х годах, без сомнения, помнит о том, как страна в правлении «великого кормчего» была ввергнута в пучину голода и нищеты. По словам У, несмотря на то, что людям с голода приходилось есть кору деревьев и корни растений, они были бедные, но богатые духом. Большинство пожилого населения в Китае разочарованы нынешним положением в современной стране, расстроены резким неравенством между бедными и богатыми, коррупцией среди правительственных чиновников. Многие собираются посмотреть на выступления актера, берут у него автографы, приглашают к себе в гости на обед. У, таким образом, действительно зарабатывает на ностальгии своих собратьев.
Мао-туризм (как подгруппа Красного туризма), возможно, самый яркий пример политического паломничества. В 1953 году, после недавних революционных событий, в городе Шаошань (провинция Хунань) был создан мемориал, и каждый год он становился все более популярным священным местом для новой китайской нации. Несколько сотен тысяч человек посетили Шаошань между 1953 и 1954 годами. А во время Культурной революции их было уже миллионы. Однако в 1980-х годах число паломников резко сократилось из-за враждебного отношения к тому, что стало восприниматься как радикальное политическое движение. Однако к 1990 году многие китайцы, в том числе и молодое поколение, испытали нечто вроде ностальгии, и число паломников-туристов вновь стало увеличиваться. Ученые объясняют этот факт следующими мотивами: официальный отказ от культурной революции, крупномасштабное празднование сотой годовщины со дня рождения Мао Цзэдуна, продолжающийся успех экономических преобразований 1978 года. Личность Мао была переоценена по всей стране, его образ стал рассматриваться уже с других позиций, а именно как элемент выгодного туризма. Так предметы с изображением «великого кормчего» сегодня воспринимаются как амулеты на счастье.
Места, связанные с революционными событиями, вместе именуются «красным наследием». Красный цвет визуально очень широко используется. Все города, в которых имели место быть революционные события, Цзинганшань, Шанхай, Цзуньи, Яньань, Гутхень и ещё несколько (в общей сложности 13 городов), называются «Великий Красный город» (Хунсэ Минчэн). В рекламе этих мест (на их веб-сайтах), как правило, используется красный цвет, подчеркивая их связь с конкретной «революционной» достопримечательностью-объектом.