В одиннадцатом столетии богатый суахилец владелец островов Килва Кисивани и Сонго Мнара продал его Али бин Аль-Хасану, сыну шаха Шираза (мать его была абиссинкой), основавшего город Килва и султанат Килва. С одиннадцатого до пятнадцатого века город процветал, являясь справедливо известным и принципиально важным торговым центром вдоль всего восточноафриканского побережья.
В город-государство привозили золото и железо из Южной Африки, слоновую кость, рабов из Восточной Африки, драгоценности, текстиль, фарфор и специи из Азии.
Уже к тринадцатому веку торговое и политическое доминирование Килва распространялось до острова Пемба на севере и Софала (в Мозамбике) - на юге. Оффшорное местоположение и периодические приливно-отливные течения, изолировавшие остров от материка, защищали его от возможных нападений.
Остальной мир узнал о Килва благодаря знаменитому путешественнику и купцу, родившегося в Марокко, Ибн Баттута, посетившего остров и город в 1331 году и поразившегося его красоте, изяществу и великолепной планировке. Португальские моряки причалили к берегам Килва примерно через 170 лет после Ибн Баттута. Этим путешественникам приписывают большее из того, что написано о великолепном средневековом городе.
После посещения португальцев судьба Килва была решена. Педру Алвариш Кабрал, побывавший на острове сообщил о красивых зданиях и террасах, построенных из кораллового камня, «черных мавров», как называл людей острова Вашку да Гама, вымогавший дань с богатого исламского государства.
В 1505 году над островом был установлен полный контроль португальцев под командованием Франсишку ди Алмейда, который ставил целью захватить в свои руки все неограниченные возможности прибыльной торговли в Индийском океане. Португальцы построили гарнизон и установили крепкие торговые отношения с Софала.
Остров Килва населялся задолго до того, как возник город Килва. В ходе археологических раскопок на побережье было открыто небольшое поселение каменного века, на острове – пастушеское поселение эпохи неолита (3000 г до н. э.). Доказательства, собранные на раскопках в Шанга (археологический сайт в архипелаге Ламу в Кении), на островах Занзибар и Пемба, вдоль побережья и внутри Танзании, показывают, что суахили – африканское сообщество с железного века. Народ жил на побережье и островах, занимаясь морской торговлей. Глиняная посуда примерно первого столетия нашей эры, найденная на местах, которые идентифицированы как прото-суахили, тождественна таковой, обнаруженной внутри страны. Основная оккупация территории Килва относится к 800 году нашей эры. Период характеризуется археологическими доказательствами преобразования в ислам (в конце 8 века), во всяком случает в архипелаге Ламу. На острове Килва точная дата преобразования в ислам точно не установлена. Все здания, как показали раскопки, датируемые 1000 годами, строились из древесины с небольшой областью каменной кладки и штукатурились. Некоторые доказательства ислама в виде керамических обломков с арабской каллиграфией. Но в любом случае все города имеют африканскую природу, что на островах, на побережье и во внутренних районах, а не как изолированные арабские колонии.
Килва как таково разделен на три области - Килва Кивиндже, Килва Масоко и Килва Кисани с Сонго Мнара.
Килва Кивиндже находится в двадцати километрах к северу от Килва Масоко. В 19 веке Килва Кивиндже являлся арабским центром торговли рабами и слоновой костью. Из города, который находился на южном рабовладельческом маршруте, экспортировали не менее 20 000 рабов, начиная с 1860-х годов. Большинство африканцев отсылали в Америку.
Арабское время закончилось в конце 19 века, когда немцы колонизировали область, включив в Германскую Восточную Африку. Был построен форт и город расширили. С того периода все ещё можно видеть крытый рынок, две каменные колонны, посвященные погибшим в период восстания Маджи-Маджи (восстание двадцати племен Южной Танзании против колониального правительства) и двум немецким торговцам, которые были убиты в период конфликта. Здесь немало старых колониальных зданий, руин исламских построек. Немецкая Бома (военная крепость), обозревающая береговую линию, самое старое здание в Килва Кивиндже.
Улочки Килва Кивиндже обладают истинным вкусом давно забытого прибрежного городка суахили с домиками, построенными из кораллового камня. В порту тихо покачиваются живописные дхоу, вдоль деревни протягивается приятный пляж с бахромчатыми пальмами. Немного дальше обширное болото мангрового леса, приглашающее в замечательное сафари-каноэ и орнитологическое путешествие.
Килва Масоко, возможно, менее интересен историей, но есть хорошо сохранившиеся руины арабской эпохи. Килва Масоко возник как небольшой город, связанный с процветавшим городом-государством Килва Кисивани, на острове Килва, окруженном заливом Килва. Когда пришел в упадок, население переезжало на остров Килва Масоко и сегодня город столица района Килва в регионе Линди. Большинство туристов останавливается в Килва Масоко, и рассматривают его в качестве отправной точки в две другие Килвы.
Есть некоторые интересные места для любителей подводного плавания, а именно археологические области. Большинство туристических мест для проживания, отелей и лоджей, находится возле центров погружения. Хотя Килва Масоко и не так привлекательна в историческом отношении по сравнению с Килва Кивиндже, а тем более с Килва Кисивани, объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, здесь неплохие возможности для интересного шоппинга. В буквальном переводе Килва Масоко - «Рыночная Килва». Тихая, даже сонная атмосфера, дружелюбные и гостеприимные жители городка.
И, наконец, Килва Кисивани (Островная Килва) и Сонго Мнара, расположенные на двух небольших одноименных островах. На обоих островах остатки двух крупных торговых портов, построенных между девятым и шестнадцатыми веками. Острова включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как находящиеся под угрозой.
Окруженный морем с глубокими синими водами и зелеными мангровыми деревьями, нависающими над белоснежным песком, мягко взбирающимся на побережье, остров Килва Кисивани находится рядом с побережьем Килва Мисоко. Баобабы, растущие на острове, словно часовые стоят на страже залитых солнцем фантастических руин. Среди особенно важных зданий Великая Мечеть, построенная в 12 веке и значительно расширенная при султане Аль-Хасане ибн Сулеймане, как говорят, крупнейшая в Африке, из кораллового камня с огромными монолитными куполами и колоннами. Широко признана как одна из первых мечетей, выстроенных без внутреннего двора.
Большой Дом, расположенный рядом с Великой Мечетью, с южной стороны, представлял комплекс связанных трех жилых зданий, отделенных внутренними дворами. Места жительства, по всей вероятности, построенные в пятнадцатом столетии, но включавшие архитектурные элементы четырнадцатого века. В шестнадцатом веке были произведены некоторые изменения.
Комплекс больших треугольной формы стен известен как дворец Макутани. Внутри этого крепкого ограждения дворец султана, датируемый 18 столетием. Лучше всего сохранилась маленькая мечеть 15 столетия, функционирующая и в сегодняшние дни.
Форт «Джереза», как считают, является оманской структурой, созданной на территории португальского форта. Название происходит от португальского слова «игрежа» (церковь), но на суахили «джереза» означает тюрьма.
«Хусани Кубва», когда-то самое грандиозное каменное здание в восточной и южной Африке.
Он строился в начале четырнадцатого века самым известным правителем династии Махдали султаном Аль-Хасан ибн Сулейманом, создателем двух архитектурных чудес Килва. Дворец населялся очень непродолжительное время, но так и остался недостроенным. Купола, своды – все архитектурные детали использовались при строительстве «Хусуни Кубва», представлявший в тот период самую инновационную структуру в архитектурной истории суахили – комплекс, состоящий из дворца, частной мечети, бассейна для купания, различных внутренних дворов и жилого района. Дворец расположен на возвышенном песчаниковом мысе, на востоке. Вход в гавань Килва на севере, сам город на западе. Дворец прославился благодаря удивительно прекрасному дизайну. Имел более ста комнат, террасы вокруг внутренних дворов, устроенных ниже уровнем и протягивающихся вдоль отвесной скалы на берегу моря.
«Хусуни Нгодо», построенный в 15 веке, отделен от «Хусуни Кубва» небольшим оврагом. Имея стены толщиной один метр и башни по углам, он представлял уменьшенную копию последнего.Руины мечети Малинди, находившейся в уникальном месте, прямо рядом с побережьем. Сооруженная в пятнадцатом веке, она восстанавливалась в восемнадцатом веке.