Вторая половина девятнадцатого столетия засвидетельствована всплеском интереса к декоративно прикладным искусствам, что интерпретировалось как подтверждение национального самосознания во многих странах, от Финляндии до США. И Россия не исключение в этом списке. Одним из известных центров возрождения народных и декоративных искусств находился в усадьбе Талашкино, принадлежащей княгине Марии Клавдиевны Тенишевой. Талашкино имела не меньшее значение, чем знаменитая усадьба Саввы Мамонтова Абрамцево в культурной жизни страны.
Деревня Талашкино (талашиться=суетиться), расположенная в восемнадцати километрах к юго-востоку от Смоленска, известна ещё с семнадцатого века, когда она была предложена польским королем Сигизмундом III семье Шупинским. После деревня стала собственностью княгини Екатерина Святополк-Четвертинская, подруги Тенишевой. В 1893 году княгиня продала имение Тенишевым. Мария Клавдиевна Тенишева (Пятковская) интересовалась искусствами с юного возраста, она изучала музыку и живопись в Париже.
Первый брак Марии Клавдиевны закончился разводом, а в 1892 году она вышла замуж за князя Вячеслава Николаевича Тенишева, успешно объединившего благородную родословную с предпринимательским успехом в железнодорожном и банковском деле. Одним из самых известных социальных проектов Тенишево было открытие Тенишевского училища в Санкт-Петербурге, среди его выпускников Владимир Набоков, Осип Мандельштам, Корней Чуковский. Супруги сначала обосновались возле фабрики, которая принадлежала Тенишеву в Брянской области, где Мария Клавдиевна основала школу для детей рабочих и участвовала в разных благотворительных мероприятиях для местного сообщества.
В 1896 году Тенешевы купили имение Талашкино с хутором Флёнов, где Мария Клавдиевна, со всей страстью увлеченная русской стариной, смогла реализовать свои интересы и способности, объединив их с благотворительными и образовательными проектами.
Важной целью являлось образовать местных крестьянских детей таким образом, чтобы они могли продолжить ремесленные традиции, которые в эпоху промышленного развития и стандартизации оказались на грани вымирания. Мария Клавдиевна превратила хутор Флёнов, в четырех километрах от Талашкино в сельскохозяйственный центр, основав там уникальную сельскохозяйственную школу и интернат для мальчиков-сирот. Собственно современное Талашкино и есть Флёнов.
Связи с «Миром искусства» и гостеприимство Тенишевой сделали Талашкино местом предназначения в летнее время для известных художников, среди которых был Илья Репин и Михаил Врубель. Но чтобы осуществить художественное возрождение Мария Клавдиевна нуждалась в постоянном художнике.
В 1900 году она пригласила Сергея Васильевича Малютина со всей его большой семьей переехать в Талашкино из Москвы. Малютину, сделавшего себе имя в художественном объединении Саввы Мамонтова, к слову сказать, автора росписи первой русской матрешки, было поручено построить церковь во Флёнове. Его проект, представлявший русские традиции позднего средневековья, понравился Тенишевой. Однако прежде чем началось строительство церкви, Малютин создал проект затейливой избы «Теремок», бревенчатую постройку на кирпичной основе, сочетающую идеи русской народной архитектуры, позднесредневековой строительной традиции, воспроизведенные в духе модернисткой эстетики. Построенный в 1901 году он служил для размещения библиотеки Талашкинской школы, но также и классам, посвященным эмалям, одной из сильных увлечений Тенишевой, которая была сама прекрасный художник-эмальер, дизайнер по тканям и мебели.
«Теремок» - живописная демонстрация декоративно-прикладных искусств. Расписанный яркими красками, украшенный образами из народных сказок и ажурной резьбой, «Теремок», который служил библиотекой, должен был по идее Тенишевой заманить крестьянских детей в мир книг.
В 1902 году начались работы по созданию Церкви святого Духа. В сегодняшние дни, можно смело утверждать, это одна из самых оригинальных религиозных структур в России начала двадцатого века. Как и «Теремок» церковь представляет вольную интерпретацию русских традиций. Созданная Малютиным, при участии Ивана Фёдоровича Барщевского и Тенишевой, церковь включала могилу Вячеслова Тенишева, умершего в 1903 году (варварски уничтожена во после революции 1917 года).
Церковь намеревались отштукатурить, но революция 1905 года помешала продолжить строительство и здание осталась в незаконченном виде. Но с другой стороны, не отштукатуренные кирпичные стены, дают представление о большом мастерстве строителей. В 1910-1914 годах её украсили мозаикой, набранной по рисункам Николая Рериха.
Большая стенопись «Царица Небесная на берегу Реки Жизни» в соответствие с православными канонами интерпретировалась мистически, как впрочем, и все художественные и философские идеи, поэтому церковь никогда не была освящена. Идея имела Церкви святого Духа. – храм-музей «изображений разных религий». К сожалению, живопись не сохранилась, была уничтожена в советскую эпоху и сегодня известна только по черно-белой фотографии.