Одна из самых очаровательных достопримечательностей Скандинавии, роскошное наследие на гостеприимной земле Финляндии - Hotel Kamp.
Основанный в Хельсинки в 1887 году ресторатором Карлом Кямпом отель был построен по проекту архитектора Теодора Хёйера. Для многих людей своего времени он представлялся символом парижского шарма в финской столице.
Судьбы отеля и всей Финляндии тесно переплетены. Представители финской элиты, многие знаменитости со всего мира останавливались в этом чудесном месте. За годы его существования важные политические и экономические вопросы решались в его стенах, заключались на столах, расположенных в его ресторанах.
Карл Вильгельм Кямп жил в конце 19 века в Хельсинки и был известным ресторатором. Он не колебался, когда господин Экхольм, ювелир, объявил о продаже участка на углу Клуувикату и Похьосэспланади, решив построить большой, современный отель. Проект был поручен Теодору Хёйеру. Он закончил Королевскую академию в Стокгольме и стал первым архитектором в Финляндии, который получал важные частные заказы. Он спроектировал ряд коммерческих и жилых зданий, также жилых домов в стиле неоренессанса. Среди известных объектов, созданных по его проектам в Хельсинки, - художественный музей Атенеум, библиотека Рикхардинкадун.
Отель располагался на Похьосеспланади (северная эспланада), проложенной в 1891 году и где люди могли строить каменные дома, в то время как Этеляэспланади (южная эспланада) оставалась местом для деревянных домов. Вторая половина 19 столетия (начиная с 1860-х) была отмечена экономически оптимистическим периодом. Среди буржуа стало модным проживать в центрах городов, измененных новой волной урбанизации. Похьосеспланади и Этеляэспланади, разделенные элегантным парком, создавались по образцу Елисейских полей в Париже или Невского проспекта в Санкт-Петербурге.
Главный вход со стороны парка Эспланады открывался в элегантный вестибюль, где лестница, богато декорированная колоннами, вела ко всем этажам пятиэтажного здания. Номера на четырех верхних этажах выходили на внутренний двор, улицу Клуувикату или парк. На тот период в городе они являлись самыми современными номерами. Дополнительно к жилому пространству в каждом номере имелась небольшая прихожая и занавешенный угол для кровати и умывальника.
Великолепная церемония инаугурации отеля состоялась 29 декабря 1887 года, а официально он открылся для общественности через три дня. В нем был установлен один из первых в Финляндии лифтов, которым гости были безгранично очарованы. Лифт переносил их от одного этажа к следующему, где они поражались огромному разнообразию элегантной мебели и потрясающих декораций. Мягкие ковры, тяжелые портьеры, бронзовые канделябры, сверкающие венецианские люстры, отражавшиеся в огромных зеркалах на стенах, и хрустальные люстры, импортированные из Берлина, которые работали частично на электричестве, частично на газе, лестницы со стальными перилами. Шикарные апартаменты были украшены шелками, в курительном салоне имелась обивка из кожи желтого цвета. Особое восхищение вызывало гигантское зеркало в танцевальном зале, освещаемом электричеством и газом. Говорили, что такого блеска никто никогда не видел, зал буквально купался в море света.
Кроме того, в отеле был основан офис телеграфной компании. Hotel Kamp являлся действительно европейским гранд-отелем. Обслуживание в нем было также на самом высоком уровне. Предусматривался даже трансфер. Чтобы гостям не пришлось самих идти по грунтовым и грязным улицам, их перевозили в омнибусе от железнодорожного вокзала и гавани.
К сожалению прекрасный, очень дружелюбный человек Карл Кямп не смог долгое время наслаждаться своим потрясающим успехом своего детища. Он умер от сердечного приступа через год (1888), но его вдова, Мария Кямп, в честь которой названы апартаменты №512, поначалу очень профессионально вступила во владение и в хельсинских газетах на первых полосах, в связи с оповещениями о кончине владельца, подчеркивалось, что отель работает без изменений. Её помощником был немец Карл Кенинг, бывший актер, потом управляющий пивным баром. Однако они не смогли справиться с управлением роскошным отелем и достаточно скоро столкнулись с финансовыми затруднениями, что вынудило Марию продать Hotel Kamp основанной в 1890 году компании Ab Hotel Kamp. Впоследствии она вместе со своими детьми уехала в Швецию, где проживала её семья.
Новые владельцы, увы, не смогли сделать отель выгодным предприятием и почти на грани банкротства продали в 1892 году его опытному ресторатору Акселю Гуммессону, владевшему Hotel Seurahuon в Оулу.
Магазин предметов домашнего обихода, расположенный на первом этаже, съехал, а освободившееся пространство было превращено в ресторан, который начал процветать незамедлительно. Благодаря нему собственно и был спасен отель, по-прежнему привлекая состоятельных буржуа. Элитный ресторан стал известен как Lower House, затем Bourse Cafe, поскольку Гуммессон вместе со своим помощником, управляющим Лундбландом, ощутили возможность превратить отель фактически в место, где собирались ведущие финские бизнесмены, проводившие деловые встречи со своими иностранными коллегами в изящной обстановке.
Одновременно «Upper House» предлагал яркие впечатления золотой публике в атмосфере изящных званых обедов под сияющими люстрами. Сюда приходили леди в нарядных струящихся платьях под ручку с джентльменами в великолепных смокингах.
И сегодня Hotel Kamp по-прежнему привлекает бизнесменов, как из Финляндии, так и с других стран мира. Клуб Кямп (на первом этаже), декорированный в современном дизайнерском стиле, рассчитан на модную публику, которая может себе позволить элитные алкогольные напитки.
Hotel Kamp всегда был известен своими развлечениями. В Финляндии он был, пожалуй, первым, где выступил женский оркестр из Вены. В отеле выступали водевильные американские певицы Хельма и Анна Нельсон, длинноногая датская звезда кабаре Дагмар Хансен – первая пин-ап гёрл, темнокожий певец и комик Георг Джексон и другие всемирно известные и популярные исполнители, которые останавливались в Хельсинки по пути в Стокгольм или Санкт-Петербург.
Ресторанам отеля покровительствовали известные политики, художники, композиторы, писатели. Композитор Ян Сибелиус, поэт Эйно Лейно, художник Аксели Галлен-Каллела являлись их постоянными клиентами.
Во время Финской Зимней войны 1939-1940 отель стал местом для приема по случаю Дня независимости Финляндии, предоставив жилье иностранным военным корреспондентам. Он продолжал работать вплоть до 1950-х годов, пока само здание не стало уже нуждаться в капитальном ремонте. На стенах появились трещины, вода просачивалась, угрожая повредить всю структуру, старые электроприборы не выдерживали нагрузки. Владевшей на тот момент отелем банковской группой Kansallis рассматривали разные варианты, как с ним поступить – снести ли все здание и построить новое, избавиться только от его части, сохранив старые стены.
Только в 1965 году было получено разрешение о строительстве нового здания, но при условии восстановить старые стены и некоторые интерьеры по модели оригинальных. Банк осуществил строительство нового здания и ресторана для отеля, однако не нашлось лизингового партнера для гостиничного бизнеса. К 1967 Kansallis-Osake-Pankki объявил, что они не могут найти, чтобы кто-либо принял в управление гостиничный и ресторанный бизнес. Общественное мнение обвинило банк в жадности и культурном невежестве. В феврале 1967 президент банка Матти Вирккунен был вынужден защищать статус компании, заявив, что вся архитектурная ценность останется в неприкосновенности.
Однако не было никаких соглашений в отношении работы отеля и ресторана. Банком было принято решение преобразовать здание под бизнес офисы.
Восстановление проходило в сотрудничестве с археологическим комитетом, объединявшем в работе современные технологии с традиционными кустарными промыслами. Везде, где было возможно, оригинальные части включались в новое здание. Под наблюдением скульптора Хейкки Хяйвяоья была реконструирована лепнина архитектором интерьеров Маркку Комоненом, реставрированы картины, украшавшие интерьеры. Новое здание представляло копию отеля Kamp после его расширений 1914-1915, включая цвет фасада, выходящим на Похьосеспланади. В новом здании сохранили старый вестибюль, лестницу, ресторан, зеркальный танцзал. Оно, наконец, в 1969 году было закончено и открылось как головное предприятие банка (банковские услуги предоставлялись в бывшем «Upper House»).
Когда Kasallis-Osake-Pankki слилась с Merita, чтобы стать частью Nordea, крупным банковским холдингом, было решено преобразовать Kamp обратно в отель, о чем было объявлено осенью 1996 группа Merita. Это решение в Хельсинки встретили с большим энтузиазмом и радостью. Над новым проектом работал архитектор Петри Бломштедт, в честь которого названы апартаменты № 612 называют. 9 мая 1999 новый отель Кямп, наконец, открыл свои двери. И снова, как в прежние времена люди стояли в очереди, чтобы взглянуть на свой отель-символ. Среди его первых гостей, после повторного открытия, Мадлен Олбрайт, Уитни Хьюстон, Стинг, "Бон Джови", Тина Тёрнер и Шакира, японский император проживал в отеле в 2002, королева Иордании в 2003, король и королева Норвегии, финский гонщик Мика Хаккинен регулярно проживает в нём со своей семьей.
Сегодня в вестибюле посетителей приветствуют два портрета основателей отеля. В баре находится живописное произведение «Поздний завтрак после вечеринки в честь дня рождения Аксели Галлен-Каллела» (1915) Юрьё Антти Фавена. Дополнительно к старым картинам много современных художественных произведений украшают интерьеры отеля, например Марьятты Тапиола,
Репутация отеля Кямп как ведущего отеля Хельсинки непререкаема, хотя в нем и нет звездного гурманского ресторана. Однако завтрак в Kamp Cafe & Bar, в котором свято сохраняют традиции европейской кухни, просто изумителен. Есть ещё ресторан Yume (он расположен на первом этаже слева от входа в гостиницу), в котором предлагают блюда в японо-скандинавском стиле.
Среди знаменитых апартаментов – Kamp, Mannerheim, Sibelius